19 мая в Москве стартовал ХI международный театральный фестиваль имени Чехова. Фестиваль не просто очередной, а юбилейный — 20 лет прошло с тех пор, как в смутные 90-е в театральной столице России был учрежден первый масштабный и многопрофильный международный театральный фестиваль.
Со временем вместе с драматическими спектаклями в программе фестиваля появился и стал занимать большую нишу современный танец.
Любители балета знают заранее, что в рамках Чеховского фестиваля они увидят интереснейшую, иной раз уникальную, танцевальную программу
или спектакли, в которых танец составляет один из ключевых элементов.
Именно Чеховский фестиваль в свое время представил в России одного из ведущих балетмейстеров мира Начо Дуато, познакомил российского зрителя с творчеством Мерса Каннингема, привез совместный театральный проект Гиллем и Лепажа, поставил на постоянную основу прокат в России спектаклей одного из столпов современного сюжетного балета Мэтью Боурна.
Что нельзя пропустить на этот раз
Как всегда, в программе фестиваля есть спектакли-события, которые пропускать нельзя, несмотря на прекрасную летнюю погоду, не благоприятствующую театральному времяпрепровождению.
Самое ожидаемое событие танцевальной программы ХI фестиваля — последний спектакль Сильви Гиллем.
Уникальная Гиллем, возраст которой опровергает истину «балет — искусство молодых» (ей уже 47), и которая больше не танцует классический репертуар, оставила знаменитые балетные компании мира, предпочитая им сольные проекты, продолжает цепко держать в руках (хотя лучше бы в данном случае говорить о ногах) статус лучшей балерины мира.
Москве не довелось ее увидеть в классических балетах и на пике формы,
но теперь, когда она стала танцевать современный репертуар, который создается непосредственно на нее, мы имеем счастье видеть ее регулярно. Благодаря фестивалям.
Предыдущий ее сольный спектакль «Push» привозила «Золотая маска», но программа была составлена исключительно из хореографии штатного балетмейстера Сильви Рассела Маллифанта. На прошлом Чеховском фестивале показали нетанцевальный проект Сильви совместно со знаменитым театральным и оперным режиссером Робером Лепажем — «Эонногата».
Спектакль «За 6000 миль», который привозит нынешний Чеховский фестиваль, был впервые показан в Лондоне около года назад и уже попутешестовал по миру.
В этой работе Сильви «изменила» Маллифанту с лучшими из лучших — Форсайтом и Эком, доукомплектовав свою программу великих третьим — Килианом,
которого исполнят компаньоны Гиллем: А. Кайла / Н. Новотна и Л. Тимулак. Дополнительный бонус программы — участие в балете Килиана знаменитого французского танцовщика Николя Лериша, премьера Парижской национальной оперы, которого ждут в Москве с таким же нетерпением, как и Сильви Гиллем.
Антитезу аскетичному, в минималистском оформлении бессюжетному балетному вечеру Гиллем представит на фестивале Мэтью Боурн. Это «Спящая красавица». Начиная с 2005 года, когда была показана «Пьеса без слов», спектакли Боурна включаются в каждую очередную фестивальную программу,
«Спящая красавица» — уже пятый балет Боурна на Чеховском фестивале.
Умелый сочинитель новых историй на основе известных сюжетов (мировая известность Боурна не случайно началась с «мужского» «Лебединого озера», его тоже привозил в Москву Чеховфест), Боурн своей «Спящей красавицей» завершает собственный сет балетов Чайковского.
Не надейтесь увидеть традиционную интерпретацию сказки Перро
— у Боурна действие балета начинается в 90-х годах 19 века, именно тогда, когда появился знаменитый балет Чайковского-Петипа, а завершается примерно в наше время. Зрелище, тем не менее, обещается не реалистичное, а фантастическое, красочное, неожиданное и остроумное.
Следующий год будет годом культуры Англии в России, и новый спектакль лучшего английского балетмейстера на Чеховском фестивале служит своего рода увертюрой этого года, обещающего интенсивный культурный обмен Великобритании и России.
И, наконец, третье событие, которое обидно будет пропустить, — спектакль Жозефа Наджа с непереводимым названием «Sho-bo-gen-zo»,
хотя скорей это обязательная программа театрала, а не балетомана.
Жозеф Надж, он же Йозеф Надь — французский балетмейстер венгерского происхождения, а также режиссер, художник и танцовщик, один из столпов невербального, с очень известным именем в театральном мире. Достаточно сказать, что Надж в течение нескольких лет был арт-директором Авиньонского фестиваля.
Его хореографический дар — скорее дар пластического преображения мира и театрализованной пластической метафоры.
В этот раз спектакль создан по восточным, точней, японским мотивам и отталкивается от мотивов произведений японского мыслителя 13 века Догена (спектакль назван точно так же, как и его главный труд, что переводится как «Настоящий закон, сокровенный взгляд») и рассчитан на двух актеров: мужчину, это сам Надж, и женщину — его постоянную партнершу Сесиль Луайе. Это поэтическое представление европейца о Японии.
А также
впервые на Чеховском фестивале, но не в первый раз в Москве и России известная израильская труппа «Батшева Данс компани» с двумя балетными программами своего художественного руководителя Охара Наарина.
Труппа хорошо известна в мире, у ее истоков стояла сама Марта Грэм, однако недолго, не поладив с главным спонсором труппы, чье (Батшева — Вирсавия на иврите) имя носит труппа — баронессой Ротшильд.
Наарин — фигура интереснейшая, он не только хореограф, но еще и психолог, философ и музыкант, руководит труппой более 20 лет.
Чеховский фестиваль, который впервые организует свою региональную программу, повезет израильскую труппу с одним из фестивальных спектаклей «Deca Dance» в Воронеж, Петербург, Екатеринбург, Новосибирск.
Две балетные компании, представляющие азиатский «контемпорари данс», как всегда изысканно оформленные, приглашены на Чеховский фестиваль из «другого» Китая — Тайваня.
«Песню задумчивого созерцания» в постановке Лен Ли-Чен представляет «Ледженд Лин Данс Тиэтр»,
и это два новых имени в фестивальной программе.
Зато Ли Хвай Мин с труппой Театр танца Тайваня Клауд Гейт (спектакль «Девять песен») в фестивальной программе не новички, в прошлые показы своих спектаклей с труппой из Тайваня Ли Хвай Мин заливал сцену водой, засыпал ее рисом, проецировал иероглифы на тела танцовщиков.
Неожиданные визуальные эффекты гарантированы и на этот раз.
Для любителей фламенко на фестивале выступит уже хорошо знакомая москвичам по прошлому фестивалю Мария Пахес с новой программой «Утопия».
И еще
Есть два интересных спектакля, которые могут заинтересовать любителей танца. Это спектакли семьи Чаплиных, которые трудно отнести к какому-то одному театральному жанру,
это невербальный театр, в котором музыка, сценография, искусство костюма (!), пластика, танец, свет, цирковое искусство представляют собой синтез искусств.
Первый из этих спектаклей «Рауль» — почти моноспектакль Джеймса Тьерри, французского актера и режиссера, открыл Чеховский фестиваль и будет идти на сцене Театра Моссовета до субботы.
Джеймс — внук Чаплина и сын семейной пары Тьерри-Чаплиных, которая основала новое направление в театральном и цирковом искусстве — цирк на театральной сцене. Джеймс Тьерри уже приезжал на Чеховский фестиваль, его спектакль «До свидания, зонтик» имел большой успех, критики отмечают, что
в «Рауле» Джеймс, приближающийся к своему сорокалетию, обнаружил новый счастливый дар — талант танцовщика.
Мама Джеймса — Виктория Чаплин-Тьерри, создала для Рауля креативные, фантастические костюмы-транформеры. Она же поставила для своей дочери и сестры Джеймса — Аурелии Тьерри — спектакль «Шёпот стен», который также будет представлен на Чеховском фестивале.
Аурелия — обаятельнейшая актриса. «Шёпот стен» в рамках региональной программы увидят Воронеж, Самара, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Петербург.
Расписание Чеховского фестиваля вы найдете на сайте фестиваля, в разделе «Видео» — трейлеры «Спящей красавицы», «За 6000 миль» и «Рауля».