Рождественский концерт в «Крокус Сити Холле»

Каррерас, Перетятько, Хименес и «Русская филармония»

Можно ли слушать классический вокал под оркестр в зале, акустически для этого совершенно не приспособленном? Можно ли слушать его через каскад усиливающих динамиков, нависших на сценой, оркестром и певцами-солистами, словно дамоклов меч? Первое, что приходит на ум, – сразу же сказать «нет». Слушать эстрадных исполнителей под электронные аранжировки – сколько угодно! Классику и академическое пение в сопровождении полноценного симфонического оркестра – определенно нет! Это решительное «нет» будет еще более непреклонным, стоит лишь уточнить, что речь идет о «Крокус Сити Холле», расположившемся на 65 – 66-м километре МКАД, ведь даже несмотря на то, что теперь к нему непосредственно подходит линия метро, добираться туда всё равно долго и проблематично. Именно эти два неутешительных довода закономерно отпугивают подлинных меломанов, резонно исключая «Крокус Сити Холл» из сферы концертных площадок, представляющих интерес с точки зрения восприятия в ее стенах классической музыки.

Но в преддверии Рождества, пусть даже и католического, наверное, и впрямь случаются чудеса – и вот 21 декабря я вдруг нежданно-негаданно оказываюсь в VIP-партере «Крокус Сити Холла» на концерте Хосе Каррераса. Именно так: простенько и со вкусом – на концерте Хосе Каррераса (ибо никакой дополнительной информации извлечь из билета, счастливым обладателем которого я стал, возможным не представлялось). Да и совершенно нéоткуда было узнать также и то, что вместе с Хосе Каррерасом в концерте принимает участие сопрано Ольга Перетятько. Спасибо, мир не без добрых людей – и меня своевременно снабдили информацией, а то и третий приезд нашей соотечественницы в Россию я бы, к своей досаде, пропустил как и первые два. К сожалению, Ольга Перетятько пока не частая гостья у нас в стране: в настоящее время ее впечатляющая карьера весьма динамично развивается за рубежом (преимущественно в Европе, хотя ангажементами певицы не обделены также и Америка, и Канада). Впервые Ольга Перетятько выступила в Москве в 2008 году в гала-концерте в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в рамках «Дней Европейской оперы». И, наконец, совсем недавно, в ноябре этого года – на гала-концерте фестиваля «Крещендо». К третьему российскому визиту певицы, решив заодно пойти послушать и Хосе Каррераса, «раскачался», наконец, и автор этих строк. Выяснилось, что если Ольгу Перетятько я не слышал с августа 2010 года, то есть с момента постановки «Сигизмунда» Россини на фестивале в Пезаро почти полтора года назад, то Хосе Каррераса – даже и не припомню, с какого времени, хотя в последние годы он приезжает к нам с концертами довольно регулярно.

Итак, «всё сошлось» – и вот я уже изучаю программу, приобретенную в фойе зрительного зала. Из нее и узнаю дополнительные детали: то, что этот концерт задуман как рождественский; то, что проходит он в сопровождении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония»; то, что и на этот раз мы имеем дело с «семейным подрядом Каррерасов», ведь место за дирижерским пультом предназначено Давиду Хименесу, племяннику Хосе Каррераса; наконец, то, что в нем принимает участие Хор мальчиков и юношей Хорового училища имени Свешникова. Потихоньку обживаюсь в обстановке новой для меня концертной площадки. Несмотря на то, что по вместимости это второй Государственный Кремлевский Дворец, в зале очень уютно, но он, в отличие от ГКД, абсолютно не давит своей гигантоманией. Вот уже звучит и первый номер концерта: оркестр играет увертюру к «Летучей мыши» Иоганна Штрауса-сына. Увертюра большая – и все девять (или сколько там?) минут мучаешься, слушая весьма неяркую «фонограмму», доносящуюся откуда-то сверху из динамиков. Когда выходит Хосе Каррерас и подряд поет два неаполитанских опуса Тости («Серенаду» и «Последнюю песню»), становится уже «веселее». Когда впервые на сцене появляется ослепительно завораживающая Ольга Перетятько с трогательным исполнением арии Русалки из одноименной оперы Дворжака, понимаешь, что жизнь как будто бы даже и «удалась окончательно», хотя по-прежнему еще не можешь до конца смириться с «неживым» микрофонным звучанием.

Более-менее под правила предложенной игры я подстроился только на «Плаче Федерико» из оперы «Арлезианка» Чилеа, на номере, который Хосе Каррерас, тряхнув былой стариной, исполнил на одном сплошном накале драматизма – уже практически без нюансировки, без некогда поражавшего темперамента и без пламенного «блеска в глазах». Перед этим оба исполнителя успели представить еще по одному номеру: Хосе Каррерас спел «Венгерскую песню» из музыкальной комедии Хосе Серрано «Душа Бога», а Ольга Перетятько – арию Магды из первого акта оперы Пуччини «Ласточка». После исполнения оркестром фарандолы из музыки Бизе к драме «Арлезианка» Хосе Каррерас спел квест Дон Кихота «Несбыточная мечта» из мюзикла Митча Ли «Человек из Ламанчи» – и на этом первое отделение, которое к рождественской теме лишь только подбиралось, но так и не подобралось, полностью себя исчерпало. Зато рождественскому настрою абсолютно соответствовала программа всего второго отделения.

Оно началось с традиционного латинского канта – гимна «Adeste Fideles» (в русском эквиваленте – «Придите к Младенцу»), который Хосе Каррерас исполнил в сопровождении хора. Продолжил знаменитый тенор композицией Шуберта «Тысяча херувимов в хоре». Этот «виртуальный хор» затем подхватила Ольга Перетятько, заставив раствориться в сладких звуках популярного шлягера Баха – Гуно «Аве Мария». После этого оба солиста в сопровождении хора исполнили «Рождественский гимн», необычайно красивое и мелодически проникновенно сочинение Адана, которое заставило расчувствоваться окончательно и «закрыть глаза» на ненавистную звукоусиливающую аппаратуру. После оркестрово-хорового попурри, в котором на редкость изумительно звучал хор, Ольга Перетятько стилистически безупречно и академически изысканно исполнила «Аллилуйю» Моцарта. Следующим совместным номером солистов и хора стала популярная рождественская песня «The little drummer boy» («Маленький барабанщик») на музыку Кэтрин Кенникотт Дэвис. Эта песня больше известна именно под этим названием, хотя в оригинале оно звучит как «Carol of the drum» («Рождественский гимн барабана»). В завершение рождественского блока вновь выступил Хосе Каррерас: он исполнил «Have yourself a merry little Christmas» («Веселого маленького Рождества») Хью Мартина из мюзикла «Встреть меня в Сент-Луисе» и «I’ll be home for Christmas» («Я буду дома на Рождество») Уолтера Кента. В последней композиции к Хосе Каррерасу снова присоединился хор.

Что ни говори, но в итоге второе отделение предстало очень милым, располагающе светлым и необычайно умиротворяющим. И я уже готов был сохранить свое воспоминание об обсуждаемом концерте именно на этой ноте, как вдруг стало понятно: ничто и не думало еще завершаться! Настал черёд бисов, который превратился практически еще в одно мини-отделение. Семь номеров на бис – это было весьма щедро! Ольга Перетятько спела ариозо Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Пуччини и куплеты Адели из оперетты «Летучая мышь», причем, впервые в своей практике на русском языке – специально для русской публики. Ревнительница точности и рафинированности музыкального стиля, при исполнении музыки Иоганна Штрауса певица зарекомендовала себя и подлинной мастерицей колоратуры. Из двух бисов в исполнении Хосе Каррераса мне удалось опознать только неаполитанскую песню «Passione» («Страсть») композиторов Эрнесто Тальяферри и Николы Валенте. Пожалуй, интерпретация этого биса оказалась даже удачнее, выразительнее и «прочувственнее» двух песен Тости, прозвучавших в первом отделении. О другом же бисе, который был исполнен в сопровождении хора, с уверенностью можно лишь сказать, что это было одно из англоязычных рождественских песнопений. Три оставшихся биса были исполнены совместно: «Мне не забыть тебя» Куртиса, «Застольная» из «Травиаты» Верди и нежнейший, сладостно-тягучий гимн «Тихая ночь» Франца Грубера. Этом гимн Хосе Каррерас и Ольга Перетятько пели покуплетно с хором на разных языках – и он стал прекрасным завершением рождественской программы.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама