Гала-концерт Международного фестиваля памяти Льва Наумова, посвященный 90-летию со дня его рождения, прошел 9 февраля 2015 года в Большом зале Московской консерватории. Фестиваль продлится до 27 мая 2015 года.
Лев Николаевич Наумов (1925 – 2005) — выдающийся русский музыкальный деятель, великий педагог, закончил Московскую консерваторию по двум специальностям: композиторско-теоретической (А. Александров и Л. Мазель) и фортепианной (Г. Нейгауз). Он и студентом был неординарным. Достаточно вспомнить, что в консерватории он получал Сталинскую стипендию, которая назначалась только самым успешным студентам, и их количество исчислялось единицами в одном учебном заведении.
С 1955 и до последнего года жизни преподавал специальное фортепиано в Московской консерватории. Сначала как ассистент Генриха Нейгауза, а с 1963 года получил собственный класс, с 1972 года — профессор.
Из класса Наумова вышло множество пианистов, ставших лауреатами престижных международных конкурсов и позже получивших известность и международное признание.
Среди них Алексей Любимов, Владимир Крайнев, Владимир Виардо, Андрей Диев, Виктор Ересько, Василий Лобанов, Александр Мельников, Борис Петрушанский, Алексей Наседкин, Александр Торадзе, Александр Кобрин, Юрий Розум, Иван Соколов, Алексей Султанов, Андрей Гаврилов, Сергей Арцибашев, Константин Щербаков и многие другие. Бросается в глаза, что из класса Л. Наумова вышли совершенно разные пианисты. Он никого не подгонял под общий стандарт, а развивал талант, дарованный свыше.
В гала-концерте на сцене БЗК выступили десять учеников Л. Наумова разных поколений — от Алексея Любимова до Алексея Кудряшова — внука Льва Николаевича.
Профессор А. Соколов в своем кратком вступительном слове назвал Льва Николаевича Наумова среди тех имен, которые прославили Московскую консерваторию. Их след, их традиции — это главное богатство, которым располагает Московская консерватория.
На этот юбилей съехались пианисты не только со всей России, но и живущие сейчас за ее рубежами.
Слово об Учителе произнёс Иван Соколов. Он сказал, что все ученики Льва Николаевича становились и его детьми. «Главное в жизни и облике Льва Николаевича было то, что невозможно выразить словами. Он был воплощением музыки! <…> Мы все очень любили Льва Николаевича и главное, что мы получали на его уроках, была любовь».
Этот концерт как раз и стал иллюстрацией того, как бережно Лев Николаевич относился к индивидуальности каждого ученика, отметил И. Соколов. «А как он анализировал! Какие были познания в форме! А какая феноменальная память! У него совмещалась интуиция и рацио.
Будучи феноменальным пианистом, он без остатка растворился в своих учениках».
Не оценивая выступлений всех участников концерта, отмечу тех, кто мне понравился особо. Прекрасно исполнил пьесу Листа «Погребальное шествие» Сергей Арцибашев. Он очень тонко передал её настроение, которое было задано Листом в названии цикла: «Поэтические и религиозные гармонии». В памяти всплыли строки В. Жуковского: «Не говори с тоской: "Их нет!", но с благодарностию: "Были!"»
Хорошо прозвучали два шубертовских экспромта из ор. 90 у Сергея Тарасова. Интересно было слушать в авторском переложении для двух фортепиано вторую часть «Весны священной» Стравинского в исполнении Ивана Соколова и Алексея Кудряшова.
Героически повел себя Юрий Розум, который в этот день упал и сильно повредил руку в локтевом суставе. Но эта травма не помешала ему выступить в гала-концерте памяти своего учителя — пианист играл под обезболивающим уколом.
Самым интересным в гала-концерте стало выступление Алексея Любимова.
Он великолепно, изысканно и с французским шармом сыграл «Затонувший собор» и «Остров радости» Дебюсси.
Первый концерт фестиваля состоялся за четыре дня до даты официального открытия. 5 февраля в концертном зале Дома композиторов в память своего учителя дал клавирабенд Борис Петрушанский.