Неделя с Гретой Гарбо

«Женщина, крутившая романы»

Как и на предыдущих неделях, свежее, а тем более качественное кино — большая редкость, зато совсем неплохо представлено доброе старое кино. Прежде всего это подготовленная для нас каналом «Культура» ретроспектива фильмов с участием великой Греты Гарбо. Все они сняты в Голливуде (сыграв в начале 1920-х в трех европейских картинах, в 1925 году Гарбо по приглашению студии «MGM» переехала в США) и относятся к эпохе позднего немого и раннего звукового кинематографа. Среди них нет настоящих шедевров, но нет и поделок, а самое главное — они станут открытием для любителей кино, получивших уникальную возможность увидеть великую актрису сразу в четырех ее редких фильмах. По жанру это сентиментальные мелодрамы — американцам сразу пришлась по вкусу холодноватая шведская красавица в ролях «роковых», любящих и страдающих женщин, не желающих мириться с царящими в обществе условностями и борющихся за свое счастье, и потому студия «MGM», заключившая с молодой актрисой пятилетний контракт, принялась интенсивно раскапывать «золотую» жилу.

Два из этих фильмов поставлены Кларенсом Брауном, который свою любимую актрису снимал много раз, в том числе в знаменитой «Анне Карениной» (1934). В экранизации бестселлера Майкла Арлена «Зеленая шляпа» «Женщина, крутившая романы» («Культура», 10 декабря, 10.50. США, 1928) Гарбо сыграла Диану, в которую влюблены два молодых человека: Невилл Холдернесс (в этой роли снялся Джон Гилберт, много значивший для актрисы в ее личной жизни) и Дэвид Фернесс (Джон Мэк Браун). Диана любит Невилла и собирается за него замуж, но его отец расстраивает свадьбу, отправляя сына в Египет. Дэвид, воспользовавшись обидой Дианы, сумел уговорить девушку стать его женой...

«Роман» («Культура», 12 декабря, 10.50. США, 1930. В ролях: Грета Гарбо, Льюис Стоун, Гэвин Гордон, Эллиотт Ньюджент, Флоренс Лейк) по одноименной пьесе Эдварда Шелдона — третья совместная работа Брауна и Гарбо. По сюжету 28-летний аристократ Гарри (Эллиотт Ньюджент) сообщает своему дедушке, что собирается жениться на актрисе. Он ждет упреков, но вместо этого дед рассказывает внуку, как сам 50 лет назад влюбился в итальянскую певицу Риту Кавалини (Гарбо), как долго не мог произнести заветное слово «люблю» и что последовало после того, как он, наконец, произнес это слово... Картина была удостоена двух номинаций на «Оскара»: «Лучший режиссер» (Браун) и «Лучшая актриса» (Гарбо).

Дуэт Гарбо — Стоун украсил и фильм Сидни Франклина «Дикие орхидеи» («Культура», 11 декабря, 10.50. США, 1929) — экранизацию рассказа Джона Колтона «Жара». Они играют супругов Лили и Джона Стерлингов, которые отправляются в путешествие на борту океанского лайнера «Суматра». Это путешествие должно было стать для них вторым медовым месяцем. Но знакомство Джона с принцем Де Гейсом (Нильс Астер) едва не разрушило семью... Еще одна голливудская суперзвезда — Кларк Гейбл — составил компанию Грете Гарбо в мелодраме Роберта Ленарда «Сюзанн Леннокс: ее падение и возвышение» («Культура», 13 декабря, 10.50. США, 1931). Опекун юной Хельги (Гарбо) сообщает девушке, что она выйдет замуж за выбранного им претендента. Хельга сбегает и влюбляется в инженера-строителя Родни Спенсера (Гейбл). Их чувства взаимны, но Родни нужно уехать по делам, а Хельгу насильно возвращают домой. Вкусив свободной жизни, Хельга вновь убегает и становится актрисой бродячего цирка под псевдонимом Сюзанн Леннокс...

Если же говорить о новых фильмах, то заслуживают внимания, пожалуй, всего лишь два, причем оба будут показаны один за другим на канале «Россия» вечером в воскресенье и в ночь на понедельник. Сюжетная конструкция мелодрамы Александра Кириенко «Инди» («Россия», 16 декабря, 21.30. Россия, 2007) столь же далека от реальной жизни, как сказка от были. Арина (Алена Бабенко), жена преуспевающего бизнесмена (Александр Балуев), который обожает ее и готов ради нее пойти на все, мается от безделья и, время от времени раздражаясь по пустякам, достает мужа своими капризами. Однажды ночью в плохую погоду она совершила наезд и трусливо сбежала с места преступления, после чего стала страдать. Муж принимает меры, чтобы спасти ее от тюрьмы, и всячески успокаивает. К счастью, пострадавший от наезда отделался легким испугом, и через некоторое время Арина встретила этого человека (Александр Домогаров), архитектора по профессии, оказавшегося знойным красавцем, в... знойном Египте, и они без памяти влюбились друг в друга. Но и он не свободен — у него замечательная жена (Полина Кутепова)... В дальнейшем фантазия режиссера и сценариста заставляет наших героев совершать, мягко говоря, странные, но зато щекочущие нервы поступки. Все эти несуразности, однако, в значительной мере компенсируют качественные актерские работы.

Абсурдистская трагикомедия Марка Форстера «Персонаж» («Россия», 16 декабря, 1.45. США, 2006) начинается как занудная «производственная» драма. Нас неторопливо знакомят с неким Гарольдом Криком (Уилл Феррелл — номинация на «Золотой глобус») — скромным, застенчивым, добропорядочным и добросовестным налоговым инспектором, живущим довольно скучной жизнью. Все в этой жизни плавно катится по давным-давно накатанной колее, но вот однажды наш герой стал слышать голос женщины, которая словно бы читала роман, и самое главное: в этом «романе» описывалась его текущая жизнь. Запаниковав, Крик обратился за помощью к некоему ученому (Дастин Хоффман). К этому моменту мы уже знаем, что жизнь Крика мистическим образом связана с романом, который пишет под присмотром присланной издателем дюжей и властной ассистентки (Куинн Латифа) популярная писательница (Эмма Томпсон), и что в финале она убьет своего героя, хотя прониклась к нему симпатией. Параллельно развивается лирическая линия: преодолев свою застенчивость, Крик сумел расположить к себе строгую и непредсказуемую красавицу-кондитершу (Мэгги Гилленхаал), в которую влюбился с первого взгляда... Прием не нов, далеко не в первый раз жизнь литературных или кинематографических персонажей непринужденно врывается в реальную жизнь, но в таком контексте, пожалуй, впервые. Марк Форстер («Бал монстров», «Волшебная страна») сумел рассказать эту историю увлекательно, сохраняя интригу до последнего кадра, с лукаво ироничным подтекстом.

Не без оснований претендуя после «Случайного туриста» (1988) и «Большого каньона» (1991) на роль главного «аналитика» американского менталитета, Лоуренс Кэздан снял приключенческо-биографический фильм «Уайатт Эрп» («ТВ Центр», 12 декабря, 2.00. США, 1994. В ролях: Кевин Костнер, Джин Хэкман, Деннис Куэйд, Изабелла Росселлини) — очередную киноверсию жизни легендарного шерифа времен Дикого Запада. Но если в других лентах («Моя дорогая Клементина», «Закат», «Четыре глаза и шесть», «Тумбстоун»), где Уайатта Эрпа играли такие популярные актеры, как Генри Фонда и Джеймс Гарнер, Фред Уорд и Курт Рассел, на первом плане было героическое начало, то Кэздан постарался взглянуть на своего героя как на реального человека, а не фигуру из мифа. Он прослеживает его жизнь от юных лет, когда зеленый мальчишка еще только мечтал о подвигах, до глубокой старости. Возможно, кому-то фильм покажется несколько затянутым (длится более трех часов) и суховатым, но сделан он добротно, вполне справились со своими задачами исполнитель главной роли Кевин Костнер и его звездные коллеги Джин Хэкман, Деннис Куэйд и Изабелла Росселлини.

В своем полнометражном режиссерском дебюте «Город призраков» («ТВ Центр», 11 декабря, 3.50. США, 2002) знаменитый актер Мэтт Диллон («Бойцовая рыбка», «Кое-что о Мэри») играет мелкого мошенника Джимми Креммингса, которому предстоит путешествие в самое сердце тьмы. После неудачной аферы Креммингс попадает под колпак ФБР, а его старший партнер и наставник Марвин (Джеймс Каан) сматывается в Юго-Восточную Азию, прихватив законную долю Джимми. След беглого напарника ведет в таинственную Камбоджу, куда за своими деньгами и отправляется Креммингс... В небольшой, но выразительной роли хозяина захудалой гостиницы снялся Жерар Депардье.

Геннадий Белостоцкий

реклама