В Концертном зале Мариинского театра в рамках музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей» состоялся очередной концерт фортепианной музыки. На сей раз петербургской публике предстояло познакомиться с творчеством китайского пианиста Ли Юнди (Li Yundi). В 2000 году в возрасте 18 лет музыкант одержал победу на престижном фортепианном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве, став не только самым молодым лауреатом этого конкурса, но и первым победившим на нем китайцем. С тех пор международная карьера Юнди стремительно развивается. Пианист выступает на лучших концертных площадках, сотрудничает с ведущими оркестрами, много записывается.
В первом отделении концерта, целиком состоявшего из произведений Шопена, были исполнены пять ноктюрнов и Andante spianato и Большой блестящий полонез, ор. 22. Внешне хрупкий юноша с первых же звуков покорил зал необычайно одухотворенным музицированием, представ прежде всего утонченным лириком. Это было настоящее пение на рояле! Мягкое завораживающее туше, изысканная фразировка, филигранные пассажи полностью погрузили слушателей в мир шопеновского романтизма. Нельзя не признать, что ноктюрны в исполнении Юнди стали подлинным откровением фортепианного вечера. Волевой ритм и блестящая виртуозность, продемонстрированные пианистом в Большом блестящем полонезе, позволили эффектно завершить потрясающую по силе воздействия половину концерта.
После такой высокой планки четыре мазурки (ор. 33), вторая соната и ля-бемоль мажорный полонез (ор. 53), прозвучавшие во втором отделении, к сожалению, воспринимались не так ярко. Прежде всего это можно отнести к сонате. Да, был драматургически точно выстроенный знаменитый похоронный марш и феерически исполненный финал - «ветер над могилами». Но не было ощущения единства цикла, которое возникает в интерпретациях великих пианистов. Две первые части, сыгранные торопливо и, как ни странно, отчасти даже агрессивно, не стали частями единого целого. Откуда-то появилась жесткость в звукоизвлечении, пианист даже стал стучать ногой по педали, что было отчетливо слышно в первых рядах. Исполненный затем ля-бемоль мажорный полонез запомнился только сыгранным в предельно быстром темпе октавным эпизодом.
Несмотря на более чем благосклонный прием публики, Юнди только дважды вышел играть на бис. Первым стала пасторальная пьеса китайского композитора, вторым - до минорый этюд Шопена, объявленный пианистом как «Революция». «Революционный» этюд был исполнен в таком быстром темпе, что больше походил на цирковой трюк. В таком движении ни одной ноты в аккомпанирующей левой руке различить было попросту невозможно.
В целом, выступление знаменитого китайского пианиста, несомненно, стало одним из самых ярких событий фестиваля. Несомненно, что у пианиста поистине неограниченный потенциал, и, учитывая его молодой возраст, мы вправе рассчитывать на дальнейший творческий рост незаурядного артиста. Юнди вышел с честью из нелегкого испытания сложнейшим репертуаром и подтвердил репутацию одного из лучших интерпретаторов произведений Шопена среди молодого поколения пианистов.
А в заключении процитируем отрывок из статьи на одном из китайских сайтов: «Чунцин - большой промышленный город на западе Китая. Это родной город Ли Юнди. Ли Юнди родился 7 октября 1982 года в простой рабочей семье. Его отец Ли Чуань работал на металлургическом заводе, а мать Чжан Сяолу - на государственном предприятии. Родители не имели музыкального образования, но когда их сыну Ли Юнди исполнилось 4 года, они отдали обучать сына игре на фортепьяно. В 1996 году Ли Юнди был принят в Шэньчжэньский институт искусств. Чтобы создать сыну особые условия для занятий музыкой, мать Ли Юнди даже уволилась с работы и переехала жить из Чунцзиня в Шэньчжэнь. В связи с тем, что отец Ли Юнди зарабатывал немного, институт освободил студента от платы за учебу и взял на себя все расходы, необходимые для участия в международных конкурсах пианистов. Руководство института создало все условия для учебы талантливого юноши».
Не правда ли, в сегодняшней России о такой поддержке начинающие музыканты могут только мечтать?!