Завершился II Московский конкурс хоровых дирижеров
Торжественным гала-концертом в Большом зале консерватории завершился Второй Московский конкурс хоровых дирижеров. Инициатором конкурса выступил Виктор Попов, о недавней кончине которого с болью говорили его коллеги. Проникновенные слова в его честь со сцены БЗК произнес протоиерей Всеволод Чаплин, зачитав послание Патриарха Всея Руси Алексия II. Виктор Сергеевич был удостоен ордена Святого князя Даниила Московского, который вручили в БЗК вдове замечательного музыканта.
О значительности вклада Попова в развитие отечественного хорового искусства, о его выдающихся педагогических, музыкантских, человеческих качествах говорили новый ректор Хоровой академии Валерий Стародубровский и председатель жюри конкурса профессор Борис Куликов. Он, в частности, подчеркнул, что Виктор Сергеевич оставил после себя слаженный педагогический коллектив и воспитанников, которые смогут достойно продолжить дело его жизни. В этом можно было наглядно убедиться, послушав выступление победителя прошлого конкурса хоровых дирижеров Алексея Петрова. За три прошедших года он вырос в серьезного, значительного артиста, уверенно руководящего знаменитым хором Попова. Исполнение «Тебе поем» из «Всенощного бдения» Рахманинова стало настоящим реквиемом по ушедшему дорогому Учителю.
По традиции заключительный концерт конкурса — это не только награждение и выступление лауреатов и дипломантов, но и смотр достижений всей академии. Поэтому два номера были отданы солистам-вокалистам: аспиранту, молодому тенору Алексею Татаринцеву, не без блеска спевшему романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти, и бывшей выпускнице вокального отделения — Светлане Создателевой, солистке «Геликон-оперы», которая роскошно спела выход Елизаветы из «Тангейзера» Вагнера (партия фортепиано — Валерия Прокофьева).
Поделиться впечатлениями о ходе конкурса согласился член жюри, композитор и в прошлом — выпускник хорового училища Валерий Кикта.
— Целую неделю жюри с 10 утра и до 7 вечера слушало и оценивало работу молодых дирижеров с хором академии. Всего приехало 45 участников из Петербурга, Нижнего Новгорода, Краснодара, Новосибирска, Ростова... Фактически конкурс получился всероссийским.
— В чем специфика этого состязания?
— Конкурс проходил в три тура. В первом — ребята тянут по жребию, над каким сочинением для хора без сопровождения им придется работать. Во втором туре они также получают по жребию партитуру духовного сочинения, а на третьем туре готовят заранее заявленное ими сочинение современного автора. Уникальность конкурса в том, что мы видим и оцениваем живой репетиционный процесс, можем сразу заметить сильные и слабые стороны конкурсантов.
— Представьте, пожалуйста, лауреатов. Они ведь все из Москвы?
— Да, к сожалению, многим ребятам из регионов просто не хватило опыта работы с хором. Ведь на каждом туре давалось 15 — 20 минут на то, чтобы разучить абсолютно незнакомый для певцов опус. Наиболее подготовленными оказались воспитанники Академии хорового искусства и представители Московской консерватории. Надо сказать, что лидер выявился лишь в финале. Им стал Юрий Ростоцкий, ученик Виктора Сергеевича Попова в академии. Он выделился, в частности, благодаря удачно выбранному произведению Ростислава Бойко «Вечером синим». Эта хоровая миниатюра позволила ему показать свои самые сильные стороны, и он получил также спецприз имени В.Попова за лучшее исполнение современной музыки. Вы, наверное, заметили, что он многое взял от своего учителя в манере петь и артикулировать музыку, помогая хору, он очень хорошо дает тон. Ростоцкий, считаю, — уже сложившийся, самостоятельный музыкант, и его победа выглядит абсолютно заслуженной.
Второе место занял Филипп Чижевский. Как хоровой дирижер он окончил Московскую консерваторию по классу С.Калинина, а теперь поступил на оперно-симфоническое отделение к В.Полянскому. Чижевский внешне очень артистичен, умеет повести за собой певцов. Но вот в финале выбрал не очень выигрышную, с точки зрения конкурсных требований, «Серенаду» Щедрина и поэтому занял второе место. Филипп, кстати, участвовал и в Первом конкурсе: тогда, в 2005 году, он не дошел до финала, а теперь — очевидный творческий рост и успех.
Третью премию поделили два талантливых воспитанника академии — Евгения Курова и Андрей Герасименко. Четыре дипломанта — тоже интересные музыканты. Например, Георгий Журавлев, получивший спецприз за лучшее исполнении духовного сочинения. Он взял сложное сочинение Кастальского «Ныне отпущаеши», которое с успехом сегодня продирижировал в концерте. Дипломы получили также Полина Шамаева, Айрат Кашаев и Александр Муравьев.
— Много добрых слов было сказано в адрес хора академии.
— Да, они работали самоотверженно и сегодня, хотя и очень устали за неделю ежедневных репетиций, пели с полной отдачей. У этого замечательного коллектива есть свое лицо. Виктор Сергеевич Попов, продолжая традиции Свешникова, отбирал ребят с очень хорошими голосами, поэтому хор академии выделяется своим тембром, звуком. Они замечательно владеют техникой мгновенного перехода от форте к пиано. Звучность словно угасает, а потом вновь вспыхивает. Это производит сильное впечатление.
— В жюри вошли такие известные мэтры хорового исполнительства и педагогики, как Валерий Полянский, Станислав Калинин, Людмила Попова, Станислав Лыков, композитор Георгий Дмитриев, священник Андрей Нефедов (проректор по учебной работе и регент Московской регентско-певческой семинарии). Как проходило голосование?
— Очень важным моментом было обсуждение после каждого тура. Надо отдать должное нашему председателю Борису Ивановичу Куликову, который давал возможность высказаться всем, учитывал все самые нелицеприятные мнения. Были выработаны общие критерии, и решения по финалистам, думаю, были приняты верные и объективные. Хочу подчеркнуть, что Московский конкурс хоровых дирижеров — это большое событие в нашей культурной жизни, и важно, чтобы он существовал и впредь.
Евгения Кривицкая