«Исторические концерты» БСО имени Чайковского
Новый абонементный цикл «Исторические концерты» Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского не что иное, как хорошо забытое старое. Воскрешенный в восьмидесятый юбилейный сезон коллектива, он апеллирует к забытой дореволюционной традиции: исторические концерты в Москве проводились с 1907 года по инициативе композитора и дирижера Сергея Василенко. Программы представляемого абонемента основаны на произведениях из репертуара БСО, с которыми связана та или иная эпоха в жизни оркестра. В рамках цикла за дирижерский пульт знаменитого коллектива встанет не только Владимир Федосеев, возглавляющий его последние 36 лет, но и его коллеги – Александр Лазарев, Александр Дмитриев, Максим Шостакович и Александр Ведерников.
С момента основания БСО Всесоюзного радиокомитета (именно таким было первое название коллектива) его главным дирижером в 1930 – 1936 годах был Александр Орлов (1873 – 1948). В 1937 – 1953 годах (с этого периода оркестр стал называться БСО Всесоюзного радио) во главе коллектива находился Николай Голованов (1891 – 1953). После его смерти дирижерскую эстафету продолжил Александр Гаук (1893 – 1963), остававшийся на посту руководителя оркестра по 1961 год включительно. Вместе с очередным изменением названия – БСО Всесоюзного радио и Центрального телевидения – в 1961 году главным дирижером оркестра был назначен Геннадий Рождественский (род. 1931), сложивший свои полномочия в 1973 году. В 1974 году коллектив претерпевает последнее, на этот раз качественно важное переименование: упраздняя формально-официозный префикс «Государственный академический» и навсегда расставаясь с принадлежностью к телевидению и радио, прибавляет к своему титулу постфикс «имени П.И. Чайковского» – с этого самого момента оркестром бессменно руководит Владимир Федосеев (род. 1932). Во многом благодаря ему высочайший бренд качества под названием «Tchaikovsky Symphony Orchestra» сегодня снискал коллективу высочайшую мировую репутацию, став безусловно узнаваемой и почитаемой «визитной карточкой» за рубежом. А отечественные слушатели зачастую БСО им. П. И. Чайковского называют просто «Федосеевским», а его музыкантов – «федосеевцами». И этим сказано всё! В тоже время нельзя не отметить, что каждый из главных дирижеров, в разные годы стоявших у руля оркестра, вносил свой неповторимый вклад в репертуар, в интеллектуальный кругозор и самобытный творческий почерк БСО.
Первый из «Исторических концертов» состоялся в канун католического Рождества и был посвящен Георгию Свиридову, композитору, творческое наследие которого духовно наиболее близко Владимиру Федосееву. Его неповторимые интерпретации музыки Свиридова со всей очевидностью доказывают общее для обоих преклонение перед русской культурой, понятой и принятой ими через призму ее избранничества, следования христианскому завету. Каждая свиридовская нота буквально пронизана «щемящей соборной русскостью», в его произведениях оживает душа, боль и великая жертвенность великого русского народа. В наше время, когда духовно-нравственные ценности претерпели существенную переоценку и девальвацию, быть патриотом своего Отечества стало немодным, однако и Георгий Свиридов, и Владимир Федосеев, один из признанных интерпретаторов музыки Свиридова, своим творческим и нравственным служением всегда проповедовали идею беззаветного патриотизма по отношению к своей стране. Не надо бояться проявлений патриотизма – бояться надо проявлений бездуховности!
Название концерта – «Есть пророк!..» – позаимствовано у самого Свиридова. Этими словами он оценивал творчество любимого им поэта Сергея Есенина. В программу концерта-открытия вошли два свиридовских цикла на его стихи «Отчалившая Русь» и «Поэма памяти Сергея Есенина». Три имени, которыми по праву может гордиться Россия – Есенин, Свиридов, Федосеев – сойдясь в программе одного музыкального вечера, со всей очевидностью показали: не просто «есть пророк!..» – есть три пророка! И слушатели, пришедшие в этот вечер на концерт в Большой зал Московской консерватории, смогли безоговорочно убедиться в справедливости этого расширенного тезиса.
Высокая исполнительская планка концерта с самого начала была задана симфоническим шедевром Свиридова «Маленький триптих» (сочинением 1966 года). Грамотно расставив выразительные акценты, Владимир Федосеев позволил ощутить в полной мере и философскую созерцательность первой части, и тревожный набат второй, и всепобеждающее ликование третьей. Вечные истины непреходящи – непреходящ и самобытно-глубинный «внутренний» мелодизм Свиридова. Именно на передачу богатой духовной наполненности и эмоциональной красочности его музыки в первую очередь и была направлена дирижерская интерпретация Федосеева – и это ему, несомненно, удалось!
Продолжила программу концерта музыкальная поэма «Отчалившая Русь» (сочинение 1977 года). Этот песенный цикл изначально был написан для баритона и фортепиано, однако сам композитор допускал иные варианты его исполнения и даже высказывался о собственном намерении оркестровать его, которое так и не осуществил. В 1983 году оркестровку цикла по собственной инициативе, в знак преклонения перед творчеством великого русского мастера, осуществил норвежский композитор Рагнар Сёдерлинд (род. 1945). Исполнителем-солистом этой оркестровой версии на обсуждаемом концерте стал Михаил Гужов (бас), в целом показавший неплохую интеллектуальную погруженность в материал, непростой как с литературно-поэтической, так и музыкальной стороны. В каждой из двенадцати частей-стихотворений цикла певцу удавалось находить непохожие друг на друга контрастирующие краски, однако нюансировка и смысловая текстологическая отделка фразы всё же была не на должном уровне. Проблемными местами, увы, стали так необходимое здесь владение искусством mezza voce и – что самое удивительное! – элементарная дикция: согласитесь, «многозначаще говорящий» слог Сергея Есенина русскому слушателю уж точно должен быть безусловно понятен. Впору хоть снабжать программы полными текстами исполняемых стихотворений!
Ситуация с солирующим исполнителем в «Поэме памяти Сергея Есенина» (сочинении 1956 года) более оптимистичная. Отчасти это так, потому что десять частей цикла поделены в этом произведения поровну между солистом-тенором и хором. Все претензии, предъявленные ранее к басу, однозначно могут быть предъявлены и к тенору Всеволоду Гривному, который солировал в этом сочинении, но в отношении него определенно хочется отметить более высокий уровень общей певческой культуры. И всё же гораздо более сильное впечатление в этом вокально-хоровом цикле произвел Хор Большого театра России (главный хормейстер – Валерий Борисов). Мощная, будоражащая нерв хоровая полифония Свиридова властным музыкальной потоком проникала в сердца слушателей, а сам маэстро Владимир Федосеев в этот вечер ассоциировался не иначе как с дирижером-медиумом, проводящим сеанс целительной духовно-нравственной терапии.