Cast of Russia
Поэма в 12 песнях для голоса и фортепиано на стихи Есенина
История создания
Конец 70-х годов XX века — время грандиозного взлета творчества Свиридова. Задумываются новые большие сочинения, вновь обращается композитор к любимым поэтам Блоку и Есенину. На протяжении 1976—1977 годов он работает над одним из самых значительных своих произведений — «Отчалившей Русью» для голоса и фортепиано на стихи Есенина (1895—1925). В разгар работы его постигла тяжелая утрата: 12 марта 1977 года неожиданно скончался исследователь и страстный пропагандист творчества Свиридова, его большой друг ленинградский музыковед Арнольд Наумович Сохор. Его памяти композитор и посвятил «Отчалившую Русь».
Свиридов определил это свое сочинение как поэму в двенадцати песнях. Хотя по структуре это вокальный цикл, композитор четко разграничивал рамки собственно вокального цикла, к жанру которого относил произведения более узкие по содержанию, и поэмы — так он определял циклические вокальные сочинения с более глубокой философской основой. В данном случае ему было ясно, что создается именно поэма — размышление о судьбах родины, о роли поэта.
В качестве текстовой основы он избрал не только отдельные стихотворения разных лет: «Осень» (предположительно 1914), «Я покинул родимый дом...» (1918), «Отвори мне, страж заоблачный...» (1918), «Серебристая дорога» (1917), «Где ты, где ты, отчий дом...» (1917), «По-осеннему кычет сова...» (1920), «О верю, верю, счастье есть...» (1917), но и отрывки из стихотворений «Пантократор» (1919) — «Там, за Млечными холмами», «Октоих» (1917) — «О родина, счастливый и неисходный час», 1-я часть «Иорданской голубицы» (1918) — «Отчалившая Русь», давшая название всему произведению; части поэм «Пришествие» (1918) — «Симоне, Петр... Где ты? Приди...» и «Сорокоуст» (1920) — «Трубит, трубит погибельный рог!»
На страницах дневниковых тетрадей Свиридов подробно описал замысел:
«Первые две вещи — пейзаж и лирика.
С № 3 начинается символика.
№№ 3-4 — символическая лирика.
Важный символ лошади.
Лошадь — сказочный легендарный конь, символ поэтического
творчества. №4 — извечный путь художника, путь человека.
«Отчалившая Русь» — образ России. Русь в виде летящей птицы. Россия
в ее космическом полете, в образе летящего лебедя.
«Симоне, Петр» — отрывок древней легенды.
«Где ты, отчий дом» — картина революционных потрясений, гибель
родного дома.
«Там, за млечными холмами» — космическая картина; космос, в котором
души предков летают в вихре космического огня.
Отрывок из поэмы «Сорокоуст» — это явление железного гостя.
Трагический монолог. Трагическое ощущение гибели патриархашно-го
крестьянского уклада.
«По-осеннему...» — опять поэт. Извечность поэзии, извечность
появления поэта.
«О, верю, верю, счастье есть».
«Звени, златая Русь!» Бесконечная вера в Родину, в ее лучшие,
духовные, творческие силы. Торжественный гимн венчает сочинение.
Вера в приобретение Родины.
Две последние части сочинения носят торжественный, гимнический
характер. Они наполнены верой в Родину, в ее могучие, духовные,
творческие силы. Это музыка торжественного, светлого, гимнического
характера, похожая на древние гимны. Широкая мелодия гимнического
напева сопровождается развитой фортепианной партией, к концу
сочинения достигающей грандиозного звучания в своей светлой,
торжественной колокольности...»
Написанную для голоса с фортепиано, Свиридов с самого начала мыслил эту поэму как оркестровую. Это было слышно даже в его исполнении, где ярко и рельефно звучали оркестровые тембры (он был одним из немногих пианистов, способных так исполнить фортепианную партию). В тетради 1981—1982 года сохранилась запись: «Оркестр — камерный состав, струнные. Рояль-соло, арфа, челеста (tam-tam, campanelli, campani, vibrafon)». В ноябре 1980 года в одном из писем Свиридов сообщает: «Теперь моя задача приготовить... «Отчалившую Русь» (оркестровать окончательную редакцию и исполнить)».
К сожалению, этот замысел не был воплощен композитором. Вскоре «Отчалившая Русь», написанная первоначально для тенора и фортепиано, была исполнена, но настолько неудачно, что Свиридов отказался признать это исполнение премьерой. Он сделал другую версию сочинения — для меццо-сопрано. Премьера ее, состоявшаяся в Москве в Большом зале консерватории 25 апреля 1983 года в исполнении Елены Образцовой и автора, стала единственно значимой для композитора.
Музыка
«Отчалившая Русь» — одно из значительнейших произведений Свиридова. Сам композитор пишет в цитированных выше дневниковых записях, что сочинение отличает «необыкновенная мелодическая яркость... богатство, разнообразие и чистота гармонии. Вот уж поистине русская музыка — новая, светлая, кристально чистого стиля. «Отчалившую Русь» можно сравнить с огромной фреской старинного письма, с ее разнообразием. Почему? В ней присутствует и нежная лирика, и страстные патетические монологи, и трагические картины. Все это напоено ослепительным светом. Произведение это представляет исключительные трудности для исполнителя, который в течение получаса должен приковывать внимание слушателей к своей речи, к своему непрерывному напряженному монологу. «Отчалившая Русь» исполнена необыкновенного напряжения, которое властно захватывает внимание слушателя. Напряжение чувств, это какая-то раскаленная материя. Искусство огромной духовной высоты, лишенное какого бы то ни было физиологизма, натуралистичности».
№1, «Осень», — пейзажная зарисовка. Скупые аккорды сопровождения звенят, точно льдинки; от напева, в основе которого старинный народный бесполутоновый лад, веет древностью. №3, «Отвори мне, страж заоблачный», — символический образ поэтического творчества («конь мой, мощь моя и крепь»); господствует колокольность, столь типичная для композитора — то тихая, затаенная, то звучащая громко, торжествующе. №5, «Отчалившая Русь» — номер, давший название всей поэме — образ России; в мерно покачивающемся движении (12) звучит светлая, предельно скупая мелодия, каждый звук которой сопровождается аккордом, словно несущим ее на своих крыльях. №6, «Симоне, Петр... Где ты? Приди...», — миниатюра громадной смысловой наполненности, целая драматическая сцена с двумя действующими лицами и словами «от автора»: на фоне скованных аккордов в скупой речитации являются апостол Петр и Иуда, который идет за ним... В финале, «О родина, счастливый и неисходный час!», господствует гимническая мелодия. Огромна роль фортепианной партии: начинается финал большим вступлением, затем следуют «колокольные соло» после первой и второй строф, и, наконец, третья строфа, кульминация всего цикла («Несу, как сноп овсяный, я солнце на руках!»), завершается большим фортепианным заключением с торжествующей колокольностью, мощными аккордами фортиссимо.
Л. Михеева
Вторая половина 1970-х гг. стала для Георгия Васильевича Свиридова временем грандиозного творческого взлета. Именно тогда – в 1976-1977 гг. – работал он над одним из наиболее значительных своих творений, вокальным циклом «Отчалившая Русь». Композитор посвятил цикл памяти своего друга Арнольда Сохора, музыковеда, который умер в то время, как Свиридов работал над «Отчалившей Русью».
Поэтической основой цикла стали стихи Сергея Есенина. Это был один из любимых поэтов композитора, к его творчеству Георгий Васильевич обращался не раз. Есенин стихотворения с таким заглавием не создавал, оно позаимствовано из поэмы «Иорданская голубица», фрагмент из которой тоже звучит в произведении. Другие тексты позаимствованы из поэм «Сорокоуст» и «Пришествие», а также из нескольких стихотворений. Хотя созданы они поэтом в разные годы, их объединяет один образный строй, одно настроение – ностальгия по той «отчалившей Руси», которая была утрачена безвозвратно.
По своим жанровым признакам – структуре, исполнительскому составу (голос и фортепиано) – «Отчалившая Русь» является вокальным циклом, но автор дал ей иное жанровое определение: поэма в двенадцати песнях. С чем это было связано? Во-первых, изначально композитор мыслил ее как произведение для голоса с камерным оркестром, роялем, арфой, челестой и некоторыми ударными (тамтам, колокольчики, вибрафон). Этот замысел так и не был осуществлен – Свиридов не оркестровал цикл, но черты первоначального замысла отразились в фактуре фортепианной партии, в которой звучат оркестровые краски. Не всякому пианисту под силу воплотить это тембровое богатство в полной мере (и одним из таких пианистов был сам Георгий Васильевич).
Наименование «поэма» было связано для Свиридова не только с исполнительским составом, но и с особой возвышенностью и философской глубиной содержания. «Отчалившая Русь» являет собою монументальную фреску, в которой есть и апокалиптические мотивы, и размышления о месте и роли поэта в мире, и безграничная вера в родину, Русь.
Первый номер поэмы – «Осень» – тончайший музыкальный пейзаж. «Звенящие» аккорды фортепиано создают ощущение холода. Связь с народной песней, с древними истоками проявляется здесь в опоре на бесполутоновый лад, на котором основывается вокальная мелодия.
Трагедийные мотивы возникают во втором номере – «Я покинул родимый дом», в его «колокольных» аккордах фортепиано, во фразах, ни одна из которых (включая и последнюю фразу) не завершается на первой ступени – мелодия устремляется ввысь, к несовершенным каденциям, словно растворяясь в небесах.
Апокалиптическая «колокольность» еще сильнее проявляет себя в третьем номере – «Отвори мне, страж заоблачный», открывающемся строгими фортепианными квинтами. Здесь впервые возникает в цикле образ коня – древнего символа вечного пути и поэтического творчества. Былинное величие слышится в мелодии, захватывающей все более широкий диапазон, но «колокольный звон» в фортепианной партии придает ей трагическое звучание.
Образ дороги, пути возникает и в четвертом номере – «Серебристая дорога», тем не менее, он кажется сосредоточенно-неподвижным, этому способствует исключительно скупое сопровождение, сведенное к выдержанным красочным аккордам. Широко разливающаяся вокальная мелодия роднит этот номер с народной песней, но преобладание квадратной структуры указывает на то, что герой все-таки современник для автора.
В противоположность статичной «Серебристой дороге» пятый номер – «Отчалившая Русь» – исполнен движения, полета. В «широком пространстве», открывающемся в фортепианной партии, на крыльях красочных секундовых созвучий «взлетает» легкая и светлая мелодия солиста. Особую устремленность ввысь придают ей настойчивые квартовые ходы.
Шестой номер – «Симоне, Петр… Где ты? Приди» – автор назвал «отрывком древней легенды». При всей своей лаконичности эта часть являет собою сцену с глубоким смыслом: за апостолом Петром всегда следует Иуда. Сосредоточенный речитатив на фоне «застывших» созвучий вырастает из нисходящей терции.
В седьмом номере – «Где ты, где ты, отчий дом» – вновь возникает колокольность, связанная в цикле с образом «гибнущего мира». Исходная интонация – нисходящая кварта – появится позднее в девятом номере («Трубит, трубит погибельный рог!»), который сходен с седьмым по образному строю. Между этими трагическими высказываниями расположен номер восьмой – «Там, за млечными холмами» – контрастирующий им своим подвижным сопровождением и легкой, «летящей» мелодией.
Следующий, десятый номер – «По-осеннему кычет сова» – своей печальной пейзажностью перекликается с началом цикла. Последние два номера – «О верю, верю, счастье есть!» и «О родина, счастливый и неисходный час» исполнены трагического оптимизма. Здесь возвращается энергичная, устремленная ввысь квартовая интонация, впервые возникшая в пятом номере. В заключительном номере она играет особую роль, придавая мелодии гимнический характер – но этот «гимн» летит в стремительном движении аккомпанемента, в которую вплетается «колокольный звон».
Первое исполнение цикла «Отчалившая Русь» состоялось вскоре после его завершения, но оказалось таким неудачным, что автор отказывался признать его премьерой. Подлинная премьера, по мнению автора, состоялась в 1983 г., когда цикл исполнила Елена Образцова. Впоследствии одним из лучших исполнителей «Отчалившей Руси» стал Дмитрий Хворостовский.
«Отчалившая Русь» видится итогом долголетних контактов Свиридова с поэзией Есенина. Здесь мы встречаем те же образы, что и в других «есенинских» произведениях, прежде всего в «Поэме»: родной пейзаж, дорога, уводящая из отчего дома, пророчество о «железном госте», смерть поэта и его творческое бессмертие. И опять главная мысль — о России, ее настоящем и будущем. В кантате, цикле, песнях Свиридов, казалось бы, представил поэзию Есенина со всех сторон. И все-таки в последнем сочинении Есенин опять другой, непривычный. Здесь почти не слышно его лирики, совсем нет бытового; звучит поэзия трагическая, сложная по своей символике, наполненная образами космического масштаба. Размышляя о Есенине и его трагической судьбе, Свиридов заметил однажды: «Есенин стихийно нес в себе связь времен, поэтому он так болезненно ощущал ломку». И думается, чтобы удержаться в революционном вихре, понять истинно космический масштаб событий, он обращался к фольклорной традиции, опирался на надежные основы древнерусской мифологии. Это наложило особый отпечаток и на его религиозность, полуязыческую, крестьянскую (что тоже отражено в свиридовской поэме).
В «Отчалившей Руси» появились новые для Свиридова образы, подсказанные поэзией Есенина, — библейские («Симоне, Петр…»), апокалипсические («Трубит, трубит погибельный рог»). Другие — в том или ином варианте уже не раз встречались. Составляя композицию поэмы из разных стихотворений и отрывков из поэм Есенина, Свиридов вновь проявил себя настоящим драматургом: помимо традиционных для него лирико-эпического зачина, драматургической вершины, катарсиса, торжественного колокольного финала, здесь вся композиция пронизана единой символикой, перекличками образов, сюжетных мотивов. Такие же глубокие и сложные связи определяют и стилистический облик этого сочинения. После первого прослушивания произведение кажется во многом необычным для Свиридова, и в то же время в нем обобщены характерные для композитора интонации, гармонические и фактурные приемы. Как во всех поздних сочинениях, особенности музыки дифференцируются в зависимости от образа. Так, бесполутоновые интонации появляются в тех частях, где речь идет об объективном, вневременном, вечном (1 -я и 1 l-я части). В других частях, посвященных личным переживаниям, более всего ощущается опора на романсовость с ее типичными признаками, например секстовостью (10-я часть), или лирическую песенность. Самую большую содержательную и эмоциональную нагрузку несут речитативные, монологические номера. На лаконичных, но предельно выразительных интонациях построены самые страшные, трагические части: «Симоне, Петр…» (6-я) и «Трубит, трубит…» (9-я).
Необычайно выразительна в поэме фортепианная партия. Иногда она лишь поддерживает мелодию (в «Осени» или «По-осеннему кычет сова…»), иногда совершенно уходит на задний план, давая полную свободу развитию вокальной интонации (своеобразная вокальная каденция «Серебристая дорога»), а в подвижных, наиболее светлых по настроению частях (2, 5, 8-й) она и наиболее изобразительна, конкретна, вплоть до иллюстрации отдельных образов текста (имитация гусиного крика в 5-й части — «Отчалившая Русь»). Это и мерный ритм шага, и устремленность полета, и безостановочный звон высоких мелких колокольчиков (8-я часть — «Там, за млечными холмами»). Но особенно сильное, неизменно волнующее впечатление производит колокольный звон в финале, где общее впечатление складывается из соединения вокального и фортепианного образа в единое целое. Порознь очень простые приемы и средства (что может быть проще куплетной, даже не варьированной формы, с трехкратным повторением запева и припева, безыскусных песенных интонаций, ровного ритмического рисунка, квадратности сходных фраз, наконец, единой на всем протяжении фактуры фортепианной партии), все они необходимы и незаменимы в создании именно этого образа. Мощный, неуклонно восходящий и заполняющий все пространство колокольный звон, благовест — один из самых ярких образов финала и всей поэмы. Прекрасны и волнующи слова, обращенные к Родине и троекратно повторяемые:
Тебе, твоим туманам
И овцам на полях
Несу, как сноп овсяный,
Я солнце на руках!
Они выражают суть не только поэта, но и композитора, все творчество которого — музыкальное приношение России.