«Афера Стивена Гласса» Билли Рэя
В редакции престижного политического еженедельника «New Republic» (который в обязательном порядке присутствует на Первом — президентском борту) юного Стива любили все. Предприимчивый парень в очочках, манерами похожий на стандартного отличника, публиковался также как внештатный автор в таких изданиях, как «Роллинг Стоун», «Харперз» и «Джордж». К середине 1990-х в Вашингтоне он был одним из самых популярных молодых журналистов. За короткое время Стивен Гласс совершил стремительный взлет в карьере и не менее сокрушительное падение. Большинство его сенсационных статей было частично или полностью сфабриковано, а его увольнение новым главным редактором «New Republic» стало громкой историей.
Продюсерский проект Тома Круза и дебют в режиссуре сценариста Билли Рэя («Цвет ночи», «Война Харта» и др.) основан на реальных событиях пятилетней давности, имена персонажей подлинные. Многие из тех, о ком в фильме идет речь, консультировали режиссера. Хэнк Азария, сыгравший первого главного «New Republic» Майкла Келли, общался с ним в попытках понять, кем же являлся Гласс в журнале, который он так ославил. Кстати, Майкл Келли стал первым американским журналистом, погибшим в иракской кампании этой весной.
«Афера Стивена Гласса» не выглядит независимой или малобюджетной картиной, несмотря на то, что действие в основном происходит в офисе. Это разговорное кино, далекое от развлекательности, тем не менее смотрится под стилизацию фильма 70-х годов прошлого века, снятого на большой студии. Недаром Рэй с коллегами по многу раз пересматривали «Всю президентскую рать» Алана Пакулы, кинообразец на тему второй древнейшей профессии. И если кинематографический эквивалент хорошего репортажа был заложен на уровне сценария, то группа актеров поддержала своего режиссера в умении создать динамику и необходимый градус напряжения в этой истории.
Хэйден Кристенсен, играющий Гласса, стал известен благодаря роли Анакина Скайуокера во втором эпизоде «Звездных войн». В его интерпретации даровитый фальсификатор со склонностью к нарциссизму был слишком молод для того огромного внимания, которое уделяли ему в профессиональной среде, и как бы питался этим вниманием. То есть следует думать, что коллеги-журналисты сами взрастили вкус к успеху у испорченного ребенка-шармера, для которого нет разницы, каким путем искомый успех добывается. И Чаку Лэйну (Питер Сарсгорд), возглавлявшему после Келли «New Republic», нелегко было вывести Гласса на чистую воду.
Говорят, чтобы качественно солгать, сначала нужно самому как следует поверить в собственную ложь. Когда все открылось и дальше нельзя было верить в пропавшие номера телефонов, забытые дома файлы и несуществующие адреса, Гласс продолжал врать. Покойный Келли в беседе с Хэнком Азария, своим экранным воплощением, называл Гласса патологическим лжецом, социопатом, получающим удовольствие, обманывая людей. «И это сочеталось с большим честолюбием и стрессами, которые испытывают в наши дни многие талантливые молодые люди. ...Он не мог жить без мошенничества», — говорил Келли.
Рэй отнюдь не демонизирует своего героя, хотя факты говорят, что скандал был громкий. У Кристенсена Гласс больше всего похож на нашкодившего ребенка, который знает, что он мил в любом случае и окружающие будут его обожать всегда. И вот этого паршивца нам выдают за обманщика нации? Сначала забавно, а позже противно наблюдать, как, разоблаченный, он почти скулит и требует от своего шефа: «Чак, отвези меня, я не могу сейчас сам вести машину... Мне так плохо. Я могу что-то сделать с собой, если останусь сейчас один. Ты не можешь так поступить со мной!»
Если Фрэнк Абигнейл-младший в версии Спилберга и Леонардо Ди Каприо («Поймай меня, если сможешь») испытывал азарт в подделке счетов и документов, выстраивая свою жизнь как захватывающее приключение, то, что руководит Глассом, остается неясным. Из фильма также трудно понять, был ли он настолько ленив, чтобы сделать репортаж как должно, предпочтя фантазировать, не сходя с места в офисе? Или он все же был не настолько хорошим журналистом, каким казался своим коллегам?
Не так давно в прямом эфире мы все имели возможность наблюдать операцию по «спасению рядового Джессики Линч». Тогда много было сказано о заказе, о «правильно» используемой функциональной журналистике в условиях войны. И о том, как же американцы любят сказки. Но, думается, история отдельного Гласса могла произойти где угодно, этот тип встречается в любой профессии; он кажется поначалу свойским парнем, корпоративно вышколенным, позже становится ясно, что он всегда занимается только своим карьерным ростом, не брезгуя ничем.
Кстати, еще один вывод из фильма Билли Рэя: в эпоху Интернета глупо надеяться, что ты останешься непойманным, используя вымышленные цифры и факты. Всегда найдется тот, кто укажет тебе на истинное положение вещей. Финальные же титры фильма сообщили, что изгнанный из журналистики Гласс проживает благополучно в Лос-Анджелесе и недавно издал книгу под названием «Обманщик». Про амбициозного журналиста. Теперь Гласс называется писателем. А одна из его сфальсифицированных статей носила дивное название «Раскачай идиотов».
Оксана Гаврюшенко