Лента «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» (1987) получилась не такой удачной, как все предыдущие и даже Василий Ливанов в одном из интервью сказал, что во всём чувствовалась усталость от темы.
Многие тогда сочли, что лучше бы остановиться на «Сокровищах Агры» и не создавать натянутый финал. Ещё немаловажный момент — приключения Холмса и Ватсона в XX веке изначально создавались для киноэкрана, а не в качестве телепроекта, как все прошлые серии.
Однако в этом фильме есть интересное — дух наступившего столетия и ужас человека перед могущественной техникой. Тогда как-то всё сразу появилось… навалилось — ускорилось передвижение, становилась доступной телефонная связь, был проведен опыт по передаче трансатлантической радиосвязи.
Казалось, что изобретено всё, что можно, и далее прогресс немыслим: человечество будет либо почивать на лаврах, либо погибнет под гнётом всесильных машин. Было много пугающих или, напротив, ободряющих прогнозов.
Начало XX века в фильме дано условно — по вещам и костюмам невозможно определить год, ибо всё смешано — и 1899 и 1914-й, плюс-минус пятнадцать лет. Это типично для так называемых ретро-фильмов, когда телефоны и автомобили берутся с 1920-х, шляпы из 1890-х, а события — из 1910-х.
Этакое давным-давно, абсолютное эпическое время, когда женщины дышали «духами и туманами», а безлошадная карета считалась невиданным шиком. Авторы показали всё, что считается ретро-техникой — на столе у Майкрофта Холмса (Борис Клюев) — аж несколько телефонов, и все они родом из 1900–1920-х годов.
Герои застают его во время тренировки — Майкрофт учится дышать в противогазе, готовясь к возможной газовой атаке, хотя противогаз применили только в 1915 году, а перед наступлением XX века ещё никто не знал о газовых атаках. Знаменитый иприт был впервые применён аж в 1917 году.
Женские костюмы — середины 1910-х годов. Миссис Хильда Трелони-Хоуп (Елена Сафонова) одета ровно в такие же платья, какие предлагали в 1911–1914 годах дома мод. Узкий силуэт с завышенной талией. Там, где она в манто и шляпке с эргетом — всё те же 1910-е.
Более того, макияж, как у звезды немого кино. Причёска у неё и вовсе родом из 1920-х. Несколько раз в кадре мелькает аэроплан. Да, в 1900-х были попытки, но тогдашние самолёты держались в воздухе не так уж долго — летать не получалось, а в фильме это некая данность. Тоже 1910-е.
Да, на стенах в доме Трелони-Хоуп — картины в абстрактном стиле. Нечто подобное стали писать также в 1910-х годах. Это как с кубическим портретом Клетчатого в «Приключениях принца Флоризеля» (1981), действие которого происходит вообще в 1870-х…
Так что говорить, что век вот-вот наступит… как-то не выходит. Он стремительно и бесповоротно начался. Фильм — свободная фантазия на тему четырёх рассказов — «Палец инженера», «Второе пятно», «Чертежи Брюса-Партингтона» и «Его прощальный поклон».
Режиссёр Игорь Масленников, выступивший тут и в качестве сценариста, создал нетривиальное повествование. Эти рассказы довольно трудно составить в единое повествование, а «Двадцатый век…» смотрится, как нечто однородное и стройное.
Начало — интереснейшее. Настоящий триллер — там, где насчёт инженера-гидравлика, чудом спасшегося от гибели. Потом киноистория делается ровной, а местами — скучноватой. Однако это не самый худший фильм, и под настроение его можно посмотреть.
Повторюсь — тут важен не сам сюжет, но ощущения. Все эти автомобили, аэропланы и противогазы, секретные сейфы и новые типы отмычек — усовершенствованные орудия преступлений. Преступный мир и шпионы, пожалуй, первые, кто пользуется всеми достижениями хомо-сапиенсов.
Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»