Доигрались до тоски

Завершился XIV фестиваль «Золотая маска»

В российской столице во вторник завершился XIV фестиваль «Золотая маска». Для закрытия, как и в прошлом году, была выбрана площадка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). В историю фестиваля нынешняя церемония войдет как одна из самых тоскливых. Если и поставлен рекорд, то разве что по количеству случившихся накладок и недоразумений.

Три часа без антракта, плоские и несмешные шутки, неважно скомпонованные музыкальные номера, невыученные роли - такой спектакль ни за что не выдвинули бы на «Золотую маску». У оперного режиссера Дмитрия Бертмана, видимо, были дела поважнее торжественной церемонии: последний вечер «Золотой маски» обернулся рядовой халтурой. Зрителей удерживало только напряженное желание узнать имена лауреатов, но скука и это пересилила. К концу церемонии зал был наполовину пуст. Получив «Золотую маску», очередной лауреат быстро хватал ее под мышку и в сопровождении друзей перемещался поближе к банкетным столикам. Ожидание банкета было особенно острым из-за рыбного запаха, перебивавшего тонкие ароматы дамских духов.

Дмитрий Певцов изображал Воланда и выдавал сомнительные парафразы про театральных деятелей, которые, конечно, приятные люди, но вот только вопрос с «Золотой маской» их испортил. Впрочем, от сценария ведущие отклонились довольно быстро - импровизировали на ходу. Самая неприятная накладка случилась во время награждения художников по свету в музыкальном театре: Илзе Лиепа выкрикнула имя Дамира Исмагилова, а на экране возникла надпись: Глеб Фильштинский. Исмагилов выпрыгнул на сцену и уже было начал благодарственную речь, но тут появился Фильштинский. К счастью, друзья-номинанты каким-то чудом вышли из сложного положения, обратив все в шутку.

Распределением наград в драматическом театре в этом году занималось жюри под председательством театроведа Алексея Бартошевича. С задачей справились успешно и не без элегантности. Сложнее всего было расфасовать награды в номинации «Спектакль малой формы»: там не было явного фаворита, и сразу несколько постановок шли к финишной прямой ноздря в ноздрю - «Иваны» (Александринский театр, режиссер Андрей Могучий), «Рассказ о счастливой Москве» (Театр-студия п/р О. Табакова, режиссер Миндаугас Карбаускис), «Самое важное» (театр "Мастерская П. Фоменко", режиссер Евгений Каменькович), «Гроза» (Драматический театр имени Пушкина из Магнитогорска, режиссер Лев Эренбург). Каждый из этих спектаклей что-нибудь да получил. Карбаускиса решили назвать лучшим режиссером, а также отдать приз за женскую роль актрисе Ирине Пеговой, которая сыграла Москву Ивановну Честнову. Режиссер Андрей Могучий получил приз критики, а за роскошное сценографическое решение его «Иванов» был премирован художник Александр Шишкин. В спектакле Каменьковича «Самое важное» жюри отметило специальным призом женский ансамбль - Полину и Ксению Кутеповых, Мадлен Джабраилову, Галину Кашковскую. Ну а главный приз за лучший спектакль малой формы получила магнитогорская «Гроза» в постановке Льва Эренбурга.

В номинации «Спектакль большой формы» вопрос стоял так: или александринский «Живой труп» в постановке Валерия Фокина, или «Жизнь и судьба» в постановке Льва Додина. И жюри выпуталось: «Жизнь и судьба» названа лучшим спектаклем большой формы, а Валерий Фокин совершенно справедливо удостоен специального приза «За возрождение Александринского театра». Награду за лучшую мужскую роль получил Константин Райкин - Король Лир в одноименном спектакле «Сатирикона». В номинации «Эксперимент» победил спектакль Дмитрия Крымова «Демон. Вид сверху» («Школа драматического искусства»).

Решение наградить в разделе "Современный танец" спектакль Татьяны Багановой «После вовлеченности. Диптих. Часть 2» вопросов не вызывает. В кои-то веки жюри не промахнулось. Немного странно, конечно, что за всю историю участия «Провинциальных танцев» в конкурсе лучшим назван именно этот спектакль, а не знаковые «Свадебка» и «Кленовый сад», за которые Баганова получала «Маски» как лучший хореограф. Решение запоздалое, но несправедливым его не назовешь. В отличие от балетных «Масок», вызывающих, мягко говоря, недоумение.

Если у Багановой в современном танце практически не было конкурентов (не считая «Кармен» Аллы Сигаловой) и ошибиться было трудно, то над выбором лучшего балета и лучшего хореографа жюри могло потрудиться как следует. Как ни удивительно, выбрали анакреонтический балет 1894 года «Пробуждение Флоры». Похоже, это был единственный спектакль из девяти номинированных, на котором членам жюри удалось как следует выспаться. Еще удивительнее, что реставратора балета Сергея Вихарева наградили как лучшего хореографа. С таким же успехом можно было дать премию Мариусу Петипа. И это при ныне здравствующих Кристофере Уилдоне, Алле Сигаловой, Татьяне Багановой и даже Борисе Эйфмане. Не говоря уже об Алексее Ратманском и Юрии Бурлаке, проделавших не менее грандиозную реставраторскую работу в «Корсаре», но не забывших при этом о нуждах зрителя (одна из них - не спать). Музыкальное жюри «Маски» традиционно заблудилось в трех соснах. У «Флоры», поставленной Петипа в качестве подарка к бракосочетанию княжны Ксении Александровны, есть безусловная историческая ценность. Постановка хороша как музейный экспонат, полезна как исследовательская акция, но театральным явлением ее точно не назовешь. Особенно на фоне таких очевидных событий, как «Корсар» и «Misericordes» в Большом или "Чайка» Джона Ноймайера в МАМТе.

На этом фоне премии в частных номинациях Юрию Смекалову («Чайка» Бориса Эйфмана) и Наталье Осиповой ("В комнате наверху» Твайлы Тарп, Большой театр) уже непринципиальны. Могли быть они, могли быть и другие. По-настоящему обидно только за артистов МАМТа, станцевавших действительно серьезные большие роли в «Чайке» Джона Ноймайера.

Из кукольных были номинированы всего четыре постановки. Приз за лучшую роль жюри не присудило никому. Туяну Бадагаеву из Бурятии наградили за лучшую режиссуру («Небесный аргамак», театр «Ульгэр», Улан-Удэ). А лучшим спектаклем признано «Волшебное перышко» (Театр марионеток имени Деммени, Петербург) - японская сказка с волшебством и превращениями.

В номинации "Лучший оперный спектакль" единственным конкурентом награжденному "Пеллеасу и Мелизанде" из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко мог стать "Евгений Онегин" из Большого в постановке Дмитрия Чернякова. Но именно "Пеллеас" совершил прорыв в музыкальной жизни Москвы, прежде всего благодаря дирижеру Марку Минковски, которого и признали лучшим дирижером. Режиссерскую же "Маску" справедливо присудили Дмитрию Чернякову, в "Онегине" которого отмечены также художники по свету (Глеб Фильштинский) и по костюмам (Мария Данилова). Лариса Гоголевская из Мариинки получила очередную "Маску", теперь уже за исполнение партии Электры в одноименной опере Рихарда Штрауса. А другой мариинский спектакль - "Енуфа" Леоша Яначека - отмечен за работу художника (Зиновий Марголин). "Лучшая мужская роль" - у Ахмеда Агади ("Любовь поэта"), а спецпремия жюри "За впечатляющие достижения в области музыкального аутентизма" досталась главному дирижеру Новосибирской оперы Теодору Курентзису.

ОЛЬГА ГЕРДТ, ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ, ОЛЬГА РОМАНЦОВА, ГЛЕБ СИТКОВСКИЙ

реклама