На экраны вышел фильм Роберта Земекиса «Изгой». В главных ролях — дважды оскароносный Том Хэнкс и волейбольный мячик фирмы «Уилсон». Фон — девственная природа острова Фиджи, которая так располагает к мыслям о вечном.
В кинематографических кругах Америки ходят упорные слухи, что роль современного Робинзона вскоре обеспечит народному любимцу, «простому, хорошему парню» Тому Хэнксу третью заветную статуэтку.
Герой Хэнкса Чак Ноланд, типичный трудоголик-яппи, служащий компании «Федерал экспресс», попадает в результате авиакатастрофы на необитаемый остров, где борется за выживание в течение четырех лет один, без Пятницы, наедине с природой и в беседах с мячиком.
Натурные съемки необитаемого острова проводились на острове Фиджи в условиях, приближенных к «боевым», и дались сорокатрехлетнему Хэнксу нелегко. Надо сказать, что в многочисленных интервью он держался бодрячком и постоянно подчеркивал, что многие еще и большие деньги платят, чтобы провести отпуск в той обстановке, в которой он работает. После того как были отсняты начальные эпизоды фильма «Изгой» (кстати, снимали и на Красной площади в Москве, чтобы показать, что даже туда, на край света по американским понятиям, заносили дела фирмы неугомонного Чака Ноланда), в работе Хэнкса наступил длительный перерыв, во время которого звезде предстояло похудеть на двадцать пять килограммов, а также отрастить бороду и соответствующую облику дикаря шевелюру.
Пока Хэнкс мужественно худел и обрастал волосами, его друг Земекис времени не терял и быстренько слепил кино «Что скрывает ложь». Фильм получился на уровне весьма средней голливудской продукции. Недаром злые языки утверждают, что Земекису везет на «Оскары» только в одной упряжке с Хэнксом. Можно относиться к Земекису и добрее, ведь он создал немало великолепных фильмов, но нельзя не вспомнить, что одна из главных удач его карьеры, фильм «Форрест Гамп», просто не состоялась бы, если бы вместо Хэнкса в нем сыграл другой актер.
Быть практически все время наедине с камерой — неподъемная для современного актера задача. В «Изгое» у Земекиса, признанного мастера спецэффектов, в арсенале остался лишь один спецэффект — Том Хэнкс, его глаза, его мимика, его пластика. «Это чертовски трудно, — вспоминает Хэнкс — когда никто не отыгрывает твои взгляды, твои реплики, наконец. К этому невозможно привыкнуть, это просто сводит с ума, и ты начинаешь понимать, как трудно было играть в немых фильмах».
Хэнкс в Америке девяностых — это почти что Рыбников в России шестидесятых. Он всегда, за редким исключением, играл простых, хороших парней, надежду нации. Чего стоит в этом плане одна лишь роль капитана Миллера в «Спасении рядового Райана» Стивена Спилберга!
Хэнкс в роли современного Робинзона пользуется в Америке необыкновенным успехом. И дело тут не только в актере. Сама тема выживания в нечеловеческих, экстремальных условиях сейчас очень волнует американцев. Недаром телевизионное шоу на подобную тему из вечера в вечер приковывало к телеэкранам в Америке огромную аудиторию. «При написании сценария мы учли это, — говорит сценарист фильма „Изгой“ Уильям Бройлес. — Мы старались, чтобы все было максимально реалистично, без всяких там бамбуковых велосипедов, которые можно использовать еще и как генераторы. Я даже провел несколько недель с инструктором по выживанию в экстремальных условиях на диком побережье Мексики. Но при этом наш фильм все-таки не инструкция для современных робинзонов. Он совсем о другом. Это притча о нашем обществе, о выросшей в нем особой генерации людей, ставших заложниками „хай-тека“ и превратившихся в беспомощных, разобщенных дикарей, которым еще только предстоит открыть самые простые и самые главные истины».
По материалам зарубежной прессы подготовила Ася Кавторина
Источник: газета «Культура», 2001 г.