Драка на военной кафедре

В Зальцбурге поставили «Армиду» Гайдна

«Армида» открыла оперную программу нынешнего Зальцбургского фестиваля и первой же сошла со сцены, выдержав семь представлений. Лучшую оперу Гайдна, написанную для театра князя Эстерхази, ставили режиссер Кристоф Лой, сценограф Дик Бекер, драматург Анника Халлер. Дирижер - Айвор Болтон. Постановка произвела весьма смутное впечатление и едва ли что-то добавила к музыке, скорее наоборот.

Полгода назад в Зальцбурге прошла очередная Неделя Моцарта, в программе которой значительное место занимали симфонии Гайдна. Для слушателя, приехавшего из Москвы, они звучали особенно свежо: в России Гайдна до сих пор играют громко и размашисто, тогда как его музыка требует камерного, ансамблевого подхода. В адекватном исполнении симфонии Гайдна оказывали потрясающее воздействие, затмевая даже некоторые из симфоний Моцарта, также звучавших в те дни. Иное дело - опера, на этом поле Моцарт обыгрывает Гайдна вчистую: кроме "Армиды", сложно назвать с ходу другие гайдновские оперы, хотя за 29 лет службы у Эстерхази таковых появилось полтора десятка. И хотя "Армиду", впервые исполненную в 1784 году, современники называли лучшим сочинением Гайдна, ее драматургия явно уступает его симфониям, мессам, ораториям "Сотворение мира" и "Времена года". До их уровня, вероятно, возвысить "Армиду" может лишь маэстро Николаус Арнонкур, создавший эталонную запись оперы.

Гайдн не первый композитор, обратившийся к поэме Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим". По ее мотивам создано более 10 опер, причем название "Армида" носят минимум четыре из них. Музыка Гайдна переносит слушателей в Дамаск, осажденный крестоносцами. Гордость их войска, доблестный воин Ринальдо, околдован чарами волшебницы Армиды и собирается выступить на стороне врагов. Идрено, дядя Армиды, обещает герою руку племянницы и корону, если Ринальдо поможет сарацинам победить. Попутно Армида действительно влюбляется в Ринальдо, однако тому все же удается прийти в себя. Cделав после долгих колебаний правильный выбор между чувством и долгом, он возвращается к своим.

Условному сюжету, где действуют более или менее одномерные персонажи, сопутствует и вполне условная постановка. На сцене - громадный деревянный брус (справа), странного вида склад досок (в центре) и огромная наклонная плоскость с двумя намертво прикрепленными к ней креслами (слева). Вспоминается трехлетней давности зальцбургский спектакль "Cosi fan tutte" ("Так поступают все женщины"), действие которого происходило на сцене большего размера при еще меньшем, практически нулевом количестве декораций, а дирижер был не в пример слабее Айвора Болтона. Тем не менее драма четырех героев была настолько убедительно сыграна молодыми артистами и при том ни на секунду не теряла связи с драмой музыкальной, что слабость режиссуры отходила на второй план. Музыка "Армиды" в достойном исполнении оркестра "Моцартеума" сама по себе также убеждает, но действие не идет с ней рука об руку, оно оставляет чувство растерянности. И даже великолепный Михаэль Шаде, год назад блиставший в титульной партии в "Милосердии Тита", в роли Ринальдо мало похож на доблестного рыцаря и когда в отчаянии льет бензин на сцену и себе на голову, и когда освобождается от чар и покидает Армиду.

Армида в исполнении Аннетты Даш более убедительна, хотя все же не настолько, чтобы устремиться душой за героиней, забыв об условностях. Авторы спектакля могли бы сделать акцент не на метаниях персонажей, а на ситуации военного конфликта. Однако война в основном исчерпывается тем, что по сцене периодически пробегает массовка то в красных (крестоносцы), то в синих (сарацины) футболках. Ближе к финалу противники сходятся в рукопашной, похожей скорее на спортивно-акробатический этюд, а не на бой, от которого шел бы мороз по коже. А автору этих строк драка красных и синих напомнила годы обучения на военной кафедре МГУ, где изучалась фиктивная война зеленых с коричневыми - пожалуй, самая неожиданная ассоциация, которой можно было бы ждать от оперы Гайдна "Армида".

Илья Овчинников

реклама