Музыкальный фестиваль в Лаоне

Лаон, вид на Кафедральный собор.

Вот уже почти четверть века в первые осенние месяцы французский город Лаон становится местом проведения музыкальных фестивалей. В этом году концерты давали оркестр «Les Siècles», Оркестр Пикардии, Филармонический оркестр Радио Франции и Симфонический оркестр Фландрии. Участвовали солисты Теди Папаврами (скрипка), Франсуа-Фредерик Гай (фортепиано), Нинь Кам (скрипка), Эммануэль Строссер (фортепиано).

На вокальных вечерах пели Ракель Андуэза, Лучана Манчини и Винченцо Капезутто с ансамблем старинной музыки «Л’Арпеджиата» и ансамбль «Aedes» под руководством дирижера Мютью Романо, чей коллектив удивил слушателей отказом от смешанной программы и представил вокальные произведения только двадцатого и двадцать первого века, от Мартину и Бриттена до свежайших работ Уильямса, Мюррэя-Шафера и Лоусона. В программе этот концерт был охарактеризован, как космополитический, поскольку авторы представляли собою весь мир, от Канады до Швейцарии, от Финляндии до Франции.

И концертный зал Лаона, и кафедральный собор несказанной красоты были набиты битком, был ли то детский утренник по произведениям Россини (оркестр Фландрии, дирижер Мишель Тилкен) или дуэт музыкантов Ваны Гериг и Тито Кастро (фортепиано и банданеон).

Публика, в которой можно было узнать множество постоянных лиц, последние годы посещающих фестиваль в Лаоне, радовалась и сверхпопулярным произведениям («Болеро» Равеля, сюита из «Кармен»), и новым опусам.

Нинь Кам (Ning Kam)

Виртуозно и свежо, очень молодо и филигранно прозвучал концерт Сен-Санса для скрипки в исполнении Нинь Кам (Ning Kam) в сопровождении оркестра Фландрии под управлением Йонаса Альбера. На бис молодая скрипачка исполнила сольное произведение собственного сочинения — аранжировку американской песенки, переходящую от примитивных попевок к усложнению фактуры и виртуозному финалу, включающему в себя имитацию самых различных инструментов: голоса, ударных (исполняется притопыванием каблука), банджо. Бис звучит остроумно и на удивление органично. Личное обаяние улыбающейся солистки играет не последнюю роль.

Хотелось бы угадать, какие радости принесет нам следующий, юбилейный, 25-й фестиваль в живописном средневековом Лаоне?

Комментарий Belcanto.ru:

Европа полна замечательными маленькими фестивалями, такими как форум в Лаоне, на которых можно получить немалое удовольствие от качественной игры музыкантов, уровень которых, как правило, очень высок. Эти фестивали не так широко известны и раскручены, как, например, Зальцбург, не позиционируются в качестве чего-то элитарного — хотя, по сути, с точки зрения репертуара и качества исполнения, таковыми и являются, в то время как мероприятия типа того же Зальцбурга не просто элитарны, но созданы для потребления элитой.

Трудно лишь согласиться с организаторами этого праздника музыки в его определении как мероприятия космополитического, в который вовлечён весь мир. Конечно же, нет. Это евро-американский сюжет, разыгранный именно в рамках европейской культурной парадигмы, именно того направления, что мы и привыкли называть классической музыкой. Финляндия, Франция, Швейцария или даже далёкая Канада существовали и существуют, развивались и развиваются именно в рамках этого культурно-эстетического поля: о космополитичности фестиваля, пожалуй, можно было бы говорить, если бы он выходил за рамки европейского музыкального контекста и на нём была бы представлена, скажем, традиционная музыка Азии или Африки. А азиатка, играющая скрипичный концерт Сен-Санса — это, скорее, следствие глобализации, движущей силой которой последние 100-150 лет как раз и является евро-американская традиция, а не признак космополитичности форума.

реклама