Продолжает удивлять и радовать канал ТВ3 — далеко не самый богатый и рейтинговый. Вновь он «выстрелил» ретроспективой — на этот раз голливудской суперзвезды Пенелопы Крус. Как серьезная драматическая актриса она прекрасно себя проявила на родине еще 15 лет назад — в картине на то время мало кому известного за рубежом испанца Фернандо Труэбы «Прекрасная эпоха» (ТВ3, 15 июня, 21.00. Испания — Португалия, 1992), примечательной уже тем, что была удостоена «Оскара» в номинации «Лучший зарубежный фильм», опередив в очном споре более знаменитую и, может быть, более достойную ленту Чена Кайге «Прощай, моя наложница». Название иронично и двусмысленно. Действие происходит в конце 1930 года в Испании. Это прекрасное время, если учесть, что через несколько лет начнется кровавая гражданская война, а затем последуют десятилетия диктатуры Франко. Но уже сейчас чувствуются приметы грядущих перемен: борьба республиканских и франкистских настроений дошла и сюда, в глухую провинцию, и подчас принимает трагические очертания. И вот на этом фоне развертывается сюжетная интрига. Дезертировавший из армии юный красавчик (Хорхе Санс) находит временный приют в доме старого деревенского художника, а к тому приехали погостить четыре его дочери — одна другой краше (Пенелопа играет одну из них). И каждая чуть ли не с первых минут знакомства намекает парню на возможность интимной близости — ну не прекрасные ли времена для него наступили? И он, будучи не в силах отдать кому-либо предпочтение, оказывает внимание каждой...
Спустя пять лет Пенелопа вновь снялась у Фернандо Труэбы — в драме «Девушка твоей мечты» (ТВ3, 13 июня, 20.15. Испания, 1998), также имевшей фестивальный успех. В 1938 году, в разгар гражданской войны в Испании, Геббельс, пытаясь поддержать сотрудничество между генералом Франко и Гитлером, пригласил группу испанских кинематографистов для совместной постановки музыкальной драмы «Девушка твоей мечты». Испанцы были рады уехать подальше от войны, однако довольно быстро они почувствовали себя не в своей тарелке. Геббельс стал оказывать назойливые знаки внимания испанской звезде Макарене (Пенелопа Крус), а она влюбилась не в него и не в своего немецкого партнера, оказавшегося ко всему прочему геем, а в военнопленного — еврея из России, который наряду с другими узниками концлагеря был задействован в массовке.
Добавила популярности актрисе и совместная работа с еще одним знаменитым испанцем — Алехандро Аменабаром, который в фильме «Открой глаза» (ТВ3, 12 июня, 20.15. Франция — Италия — Испания, 1997) причудливо смешал фантастику, триллер, мелодраму, драму и детектив. Это история Сезара (Эдуардо Норьега) — красивого парня и богатого наследника. Однажды влюбившись, он увел девушку (Пенелопа Крус) у своего друга (Феле Мартинес). И словно в наказание судьба сыграла с ним злую шутку: его лицо стало безобразным. Но происходит странное: его прежняя жизнь не утрачена безвозвратно, иногда он по-прежнему красив и счастлив. Что это? Параллельные жизни или одна из них только сон? Где теперь реальность?..
В фильме Джона Дигана «Голова в облаках» (ТВ3, 11 июня, 20.15. Канада — Испания, 2004) действие разворачивается в 30 — 40-е годы прошлого века в Англии, Париже и Испании на фоне богемной парижской жизни и социально-политических потрясений (гражданская война в Испании, оккупация Парижа). В основе драматургии — неклассический любовный треугольник. Аристократка-француженка Джильда (Шарлиз Терон) снимает квартиру в Париже вместе с ирландским парнем Гаем (Стюарт Таунсенд) и раненной в ногу и оттого хромающей эмигранткой из Испании Мией (Пенелопа Крус) — натурщицей, учащейся на медсестру. Мия — любовница Джильды и Гая. Джильда равнодушна ко всему происходящему в мире, ее друзья, напротив, обеспокоены фашистской угрозой и потому через некоторое время едут на гражданскую войну в Испанию... Но все это в фильме как бы на втором плане, а на первом — любовные и сексуальные отношения. О запретной любви речь идет и в фильме Серджио Кастеллитто «Не уходи» (ТВ3, 14 июня, 20.15. Италия — Испания, 2004). Однажды у преуспевающего врача и прекрасного семьянина (Серджио Кастеллитто) внезапно вспыхнула страсть к нищей эмигрантке (Пенелопа Крус). Он оказался перед трудным выбором, и после мучительных колебаний чувство долга взяло верх над любовью. Но любовь не прощает предательства...
ТВ3 предлагает нам еще несколько заслуживающих внимания фильмов. Прежде всего это романтический боевик «Дом летающих кинжалов» (ТВ3, 16 июня, 19.00. Китай, 2004. Режиссер Чжан Имоу). Имоу продолжает — и очень успешно! — разрабатывать золотую жилу, открытую Энгом Ли в его шедевре «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (четыре «Оскара»). Вновь жанр историко-«кунфушного» боевика служит «одежкой» для произведения высокого искусства. Живописность всегда была характерна для Имоу, но в данном случае это почти живопись — то пастельно-нежная, то поэтично-экспрессивная. Это и балет — феерический и прекрасный — со своими дуэтами, соло и роскошными хореографическими композициями. Все это придает особый колорит картине, особую степень условности, но ты как-то сразу принимаешь правила игры, в которых напрочь отсутствует формальная логика. Сюжет как таковой не играет особой роли — как либретто для балета, хотя он лихо закручен, динамичен и непредсказуем. Действие происходит в седую старину, когда некогда процветающая династия Тан пришла в упадок. Насквозь прогнившему коррумпированному правительству противостоят тайные организации повстанцев. Самая опасная из них — «Дом летающих кинжалов». Чтобы обезглавить ее руководство, в недрах тайной полиции родился коварный план. Было организовано освобождение взятой в плен слепой террористки (Джанг Зийи), и вот она вместе со своим героем-освободителем (Такеши Каниширо) отправилась в долгое путешествие, которое должно было привести беглецов в совершенно секретный лагерь повстанцев...
По-своему интересен и шокирующий садомазохистский триллер очень плодовитого и модного ныне Ким Ки-дука «Остров» (ТВ3, 16 июня, 21.15) — лауреат спецприза жюри МКФ в Венеции и многих других наград. Это история странной любви (сексуальной связи) парня, убившего жену и ее любовника и поселившегося на озере в плывучем рыбацком домике, и проститутки, которая сдает рыбакам подобные домики, а попутно и свое тело. Однажды она вдруг почувствовала непреодолимое сексуальное влечение к этому угрюмому парню... Все это снято изысканно, стильно, непредсказуемо.
Геннадий Белостоцкий