Бог по-мужски его не одобрил

«Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова

1 декабря премьерой фильма Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» открылся 72-й сезон в Доме кино. В планы Никиты Михалкова и его команды такое событие в общем не входило. Но тем не менее благодаря активности кинематографистов, и Эльдара Рязанова в частности, сезон все же открылся, хоть и с некоторым опозданием. И надо сказать, что репертуарный план Дома кино на ближайший месяц оказался любопытным. Тут прекрасные документальные программы, благодаря кинофестивалям «Сталкер» и екатеринбургской «России», несколько заметных игровых премьер, творческие вечера Инны Макаровой, Татьяны Конюховой, Сергея Колосова, вечер памяти Евгения Леонова — словом, настоящая жизнь, какой она и должна быть в этом доме.

Эдьдар Рязанов, пожалуй, снял самую сильную свою картину за последние годы. Очень продуктивным оказался его союз с Ираклием Квирикадзе, принимавшим участие в написании сценария. Участвовал ли он в монтаже, чем постоянно занимается, неизвестно, ничего об этом не говорилось, но результат тут превзошел все ожидания (монтаж Инессы Брожовской). Рязанов говорил не раз, что «Андерсеном» ставит точку в своей режиссерской карьере (сейчас он, правда, вовсю работает над «Карнавальной ночью-2»), если это действительно произойдет, то прощание с кинематографом будет весьма достойным.

Собралась отличная команда: художник-постановщик Л.Кусакова, художник по костюмам Н. Иванова, композитор А.Рыбников, звукорежиссер Е.Попова-Эванс, операторы В.Алисов и Е.Гуслинский. В качестве балетмейстера был приглашен Владимир Васильев, которому удалось почти невозможное. Сюжет с Тенью из одноименной сказки Андерсена — просто блестящий, лучший в фильме. Спецэффекты тоже хороши, и они дали многое картине, в сюжет которой вплетены не только перипетии жизни самого Ханса Кристиана, но и его сочинений. Специфика сказочного жанра априори требует волшебства и соответствующих технических ухищрений. Но в данном случае эту задачу удалось решить чисто хореографическими средствами. Приученные к компьютерному разрешению любой самой сложной технической проблемы на экране, мы уже отвыкли от такой творческой возможности.

Один из лучших эпизодов фильма — тот, где по воле героев, мечтающих посмотреть на жизнь через столетие, мы оказываемся в Копенгагене 1940 года. Начинается черно-белое кино, строгое пространство которого расцвечивают только красные повязки и флаги со свастикой и желтые шестиконечные звезды на груди евреев.

Эпизоды, связанные со сказками Андерсена «Тень», «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик», — самые виртуозные в картине — сделаны с юмором. И Евгения Крюкова, ставшая в последнее время творческой музой Эльдара Рязанова, переиграла в фильме несколько ролей — от шведского соловья Дженни Линк, которого боготворил Андерсен, до русской княжны, выходящей замуж за Тень, и сказочной принцессы, наградившей сотней поцелуев и кое-чем сверх того чумазого свинопаса. Ей удалось то, что и предположить было нельзя, — забавные, веселые, иногда игрушечные страсти, которые она разыграла как по нотам.

Роль главного героя исполняют сразу три актера, начиная с юного сына Дмитрия Харатьяна, заканчивая зрелым человеком Сергеем Мигицко. Между ними — Станислав Рядинский, представивший знаменитого сказочника в годы молодости. В основном все актеры осваивали по нескольку ролей или представали в непривычных для себя возрастных и психофизических амплуа, а кто-то, как Валерий Баринов, в слишком уж привычных (он тут опять гробовщик, как в спектакле Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда»).

Олег Табаков — забавный главный цензор, а прежде ректор того самого учебного заведения, где постигал науки юный Андерсен. И это он проводит своего нелюбимого ученика в последний путь. А Андерсен из дырки в гробу будет наблюдать за его ханжеством и фарисейством. Оксана Мысина сыграла мать главного героя, Галина Тюнина — сестру, ставшую проституткой. Этих главных женщин своей жизни сказочник Андерсен не сказочно предал, бросив на произвол судьбы, фактически отрекся от них. Был он странным человеком, о чем нам хорошо стало известно в Год Андерсена. Тут же выяснились всякие интимные обстоятельства его жизни. На эту тему снимались даже фильмы, иногда чудовищные, в духе расхожих серий, что делаются на телевидении, где все объясняется либо отсутствием у героя детей, либо алкоголизмом и наркоманией.

Андерсен был невинен, женщины его не любили, а если и любили, то не те — было на чем потоптаться. В одном из таких прочтений были представлены просто наигламурнейшие картинки на тему девственности знаменитого сказочника. Вот уж точно сделаны они были безо всякой любви. А Рязанов работал с любовью, которой не один год. И он, слава богу, ничем таким пошленьким не увлекся и создал картину почти карнавальную, в меру веселую и трагичную, что-то объясняющую в этом загадочном человеке. В фильме Рязанова Андерсен-ребенок разговаривает с Богом в облике Вячеслава Тихонова с нимбом на голове. Но никто не поверил в реальность столь сказочной встречи. И в финале пути — свидание со Всевышним повторилось, и Господь — Тихонов сказал Хансу Кристиану: «Ты дурак, Андерсен, прошел мимо женщины. Тут, как мужик, я тебя не одобряю».

Эльдар Рязанов снял сложнейшую, крупномасштабную картину, первая треть которой заметно уступает всей последующей части, где есть просто талантливые вещи и нет уже первоначального актерского наигрыша, останься который и далее, разрушил бы все усилия постановочной группы.

Светлана Хохрякова

реклама