Завершился фестиваль в Колонном зале Дома союзов
Вторая половина фестиваля «Симфонические оркестры мира» включила выступления коллективов по-своему уникальных. Легендарная британская «Академия Святого Мартина в Полях», существующая с 1958 года, является одним из европейских коллективов-первопроходцев в области освоения забытого репертуара XVII — XVIII веков. В недрах оркестра, которым все годы бессменно руководит Невилл Марринер, выросло целое поколение музыкантов (в том числе — дирижер Кристофер Хогвуд), развивающее ныне аутентичное исполнительство. «Академия», занимающая компромиссную позицию в этом вопросе, романтический репертуар исполняет и вовсе без особой оглядки на традиции. Что и показала программа из произведений Вебера, Мендельсона и Дворжака, прозвучавшая с Клаусом Петером Флором. Откровенно говоря, его субъективизм в интерпретациях и пристрастие к сомнительным эффектам вроде необусловленной логикой цезуры, немотивированной смены темпов, резких динамических перепадов не всегда шли на пользу музыке. И если с салонной танцевальностью в коде Увертюры Вебера к «Вольному стрелку» еще можно было примириться, то в «Итальянской симфонии» Мендельсона совершенно исчез яркий, солнечный характер, изначально присущий этой партитуре. Уже в середине первой части наступило уныние, на горизонте итальянского пейзажа явно сгустились тучки, и, словно моросящий дождик, блеклое звучание оркестра продолжалось почти до самого окончания симфонии. Возможно, маэстро хотел продемонстрировать то самое «фирменное» пиано, которым славится «Академия», но именно в «Итальянской симфонии» оно оказалось не слишком уместным, тем более в таких количествах.
Более удачно, хотя и не совсем ровно, прозвучала Восьмая симфония Дворжака. Впечатление сложилось такое, что интересные идеи и намерения дирижер не успел отработать на репетициях (кстати, оркестр, существующий на частные средства, действительно старается свести подготовительный процесс к минимуму), и на концерте яркие и выразительные куски чередовались со скучными и к тому же не очень аккуратными по технологическому выполнению. Таким образом, не было целостной концепции, а со многими трактовками хотелось поспорить. Например, в финале бравурные кличи медных духовых дали повод Флору представить часть как веселый «пустячок», хотя, исходя из логики развития всей симфонии, композитор предполагал здесь более значительный смысл. Простоватой показалась и третья часть: избегая сентиментальности, маэстро остановился на «садово-парковом» варианте, что в данном случае тоже далеко не лучший выход.
Два других коллектива — Новосибирский академический симфонический оркестр и Оркестр Радио Франции — оставили, напротив, самое благоприятное впечатление. Французские музыканты знамениты своей пропагандой современной музыки — Мессиан, Булез, Лютославский доверяли им свои сочинения. В Москву оркестр приехал со своим нынешним руководителем, дирижером Мюнг Вун Чунгом. Интересно, что этот незаурядный артист 32 года назад как пианист завоевал вторую премию на Конкурсе имени Чайковского. За прошедшие годы он сделал отличную карьеру, в равной степени на симфонической и на оперной сценах.
В качестве интерпретатора французской музыки начала XX века оркестр и дирижер продемонстрировали тот изысканный импрессионистический стиль, который пытались освоить в этом сезоне московские оркестры. Почти нематериальное пиано духовых, шепот струнных, мерцающее звучание тутти — словами весьма сложно описать всю магию инструментовки цикла «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля, ожившую под руками Чунга. После такого исполнения даже не верилось, что эти же музыканты будут способны передать всю мощь и романтическую экспрессию Шестой симфонии Брукнера. Однако произведение австрийского симфониста предстало перед слушателями Колонного зала во всем своем величии и мощи. Как известно, Шестую симфонию композитор при жизни целиком так и не услышал: ее первая часть считалась тогда и остается сейчас исключительно сложной в ритмическом отношении, да и остальная музыка — где Брукнер размышляет о тайнах мироздания, о «любви-смерти», вспоминая в финале «Тристана и Изольду» Вагнера, — не отличается простотой. Музыкантские качества Чунга — внимательнейшее прочтение и соблюдение авторского текста, тщательная ансамблевая работа (многие сложнейшие места в партии духовых, требующие и сверхдлинного дыхания, и интонационной чуткости, прозвучали идеально) — позволили провести симфонию на высоком энергетическом уровне, удерживая внимание на протяжении часа. Конечно, специфическая «растянутость» музыкального времени, характерная для стиля Брукнера, не может сделать это сочинение легкодоступным. Но настоящим меломанам, безусловно, открылись красоты этой потрясающей партитуры.
Выступление единственного российского участника фестиваля — Новосибирского симфонического оркестра и его шефа, Арнольда Каца — было возведено в ранг события особого значения. Второе отделение вечера посетил Президент РФ В.В.Путин, лично поздравивший после исполнения Пятой симфонии Чайковского А.Каца и оркестрантов. Старейший коллектив страны, отмечающий в этом году 50-летие, представил отечественную симфоническую культуру на этом престижном форуме триумфально. Игра новосибирцев оказалась не просто конкурентоспособной относительно столичных оркестров-грандов, но по некоторым параметрам даже превзошла их: например, феноменальное звучание струнной группы напомнило лучшие годы Госоркестра со Светлановым. Да и духовики были на высоте.
В программу оркестра были включены эффектно прозвучавшая «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина и Пятая симфония П.Чайковского, ставшая одним из кульминационных художественных свершений всего фестиваля. Заметим, что концепция данного исполнения во многих деталях разительно отличалась от привычных вариантов. По словам А.Каца, он старался максимально очистить авторский текст от дирижерского произвола, точно выполнить все темповые, агогические и динамические указания Чайковского. Это касалось и начала симфонии, теперь более подвижного, и поразительно прозвучавшей второй части, где знаменитое соло валторны оказалось окутано арабесками духовой группы, и прозрачным, почти интимным звучанием третьей части. Очень ясно драматургически был выстроен финал: противоборство позитивных и негативных сил нашло свое разрешение в пользу первых, и симфония окончилась проникновенным апофеозом. Удивительно, что невероятный эмоциональный накал симфонии, достигший огромного подъема к концу, не потребовал от А.Каца каких-то сверхусилий или преувеличенной жестикуляции. Строгость, даже сухость движений никоим образом не отражалась на исполнительском тонусе оркестрантов. А на бис Новосибирский оркестр и вовсе без дирижера исполнил Гавот из «Классической симфонии» Прокофьева. Так Арнольд Кац показал класс своего оркестра и вернулся лишь на финальных тактах, чтобы вместе со своими питомцами, которыми он руководит уже 50 лет, принять бурные аплодисменты зала.
Итак, фестиваль симфонических оркестров мира завершился, но на закрытии довольно определенно говорилось о продолжении этой счастливой идеи в будущем. Начало лета — удачное время для таких масштабных проектов, подводящих своеобразную черту всем музыкальным событиям сезона. Хочется надеяться, что в основе концепции фестиваля будет заложен принцип постоянной ротации и мы сможем услышать западные оркестры первого ряда, такие, к примеру, как Берлинский или Венский филармонические, «Концертгебау» и другие. Наконец, стоит приветствовать место проведения фестиваля — Колонный зал, действительно не утративший ни акустики, ни великолепия интерьера (за исключением допотопных красных кресел, характерных для кинозалов советских времен); очевидно, что должен быть выработан модус для активного вовлечения этой площадки в концертную жизнь Москвы.
И в заключение — еще раз слова благодарности многочисленным организаторам: Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России, Роскультуре, советнику Президента РФ Юрию Лаптеву, задумавшим и воплотившим эту культурную акцию к Дню России.
Евгения Кривицкая
Познакомиться с новинками эстрадной музыки, рэпа, техно и др. можно на портале Муз.кат. Слушайте новые песни и альбомы онлайн, создавайте плейлисты.