Думая о молодых, глядя в будущее…

Вручение премий Фонда Елены Образцовой молодым вокалистам

Елена Васильевна Образцова

Оказаться в роскошных интерьерах отеля знаменитой сети «Ritz-Carlton» случая мне, возможно, никогда бы и не представилось, если бы не торжественное вручение премий молодым талантливым вокалистам — лауреатам Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой». Все мероприятия Фонда этого года посвящены предстоящему чествованию примадонны, которая, оставаясь вечно молодой и активно деятельной, возраста своего не скрывает. У Елены Образцовой есть на это все основания, и ей есть чем гордиться, ведь за три четверти века ею прожиты миллионы творческих жизней, а ее гордое и величественное имя — одно из самых значительных в истории мировой оперы XX века.

Награждение состоялось 19 мая, и получить премии молодые лауреаты должны были непосредственно из рук президента Фонда и хозяйки вечера, но, к сожалению, жизнь внесла свои коррективы. Почувствовав внезапное недомогание, принять участие в вечере Елена Образцова не смогла, однако на церемонию были приглашены коллеги певицы по творческому цеху (не только музыкальному, но и театрально-драматическому), которые по ее просьбе и осуществили эту приятную миссию. Ведущей церемонии награждения стала директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко, а прошла она в уютном, декорированном в помпезно классическом стиле Бальном зале.

Ежегодные премии молодым вокалистам учреждены в 2012 году и присуждаются в двух номинациях:

премия «Надежда» — юным вокалистам, премия «За яркое начало в искусстве» — молодым певцам, которые уже выступают на оперной сцене.

Первая церемония награждения состоялась в апреле прошлого года в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Все трое обладателей премий нынешнего года в номинации «Надежда» — лауреаты IV Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой (2012). Эльмира Караханова (сопрано) — студентка Академического музыкального колледжа при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Юрий Юшкевич (контратенор) — учащийся Лицея № 150 города Санкт-Петербурга. Софья Цимбал (сопрано) — студентка Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

В тройке обладателей премий нынешнего года в номинации «За яркое начало в искусстве» — один лауреат VII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2009) и два лауреата IX Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2013). Первый — артист Молодежной оперной программы Большого театра России Андрей Жилиховский (баритон). Два других — солист театра «Санкт-Петербург Опера», приглашенный солист Михайловского и Мариинского театров Юрий Власов (бас) и приглашенный солист театра «Геликон-Опера» Игорь Морозов (тенор). По случаю награждения юных и молодых исполнителей премиями Фонда Елены Образцовой с теплым приветственным словом в адрес президента Фонда и лауреатов нынешнего года выступила заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец.

Церемония вручения премий складывалась из выступлений как самих лауреатов в сопровождении фортепиано, так и приглашенных музыкантов

— инструменталистов и певцов (концертмейстер — Анатолий Кузнецов). Высокую музыкальную планку вечера с самого его начала задал ансамбль Камерного оркестра России под управлением Алексея Уткина, выступившего не только в качестве дирижера, но и виртуозного гобоиста. Музыканты стилистически изысканно и феерически зажигательно исполнили «Рондо» Каливоды и «Танго» Пьяццолы. Планка художественного уровня оказалась поднятой не менее высоко и на выступлении известного виолончелиста Борислава Струлева, постоянного участника проектов Фонда Елены Образцовой: в его вдохновенных интерпретациях мы услышали «Ave Maria» Каччини и «Польку» Шнитке.

Лауреаты в номинации «Надежда» выданные им творческие авансы своими выступления полностью оправдали.

Эльмира Караханова, можно сказать, совсем уже по-взрослому, с хорошей нюансировкой и драматической выразительностью представила думку Параси из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. Сладкоголосый лирический «соловей» Юрий Юшкевич своим изумительным высоким контратенором, почти сопрано, доставил огромное удовольствие, исполнив третью песни Леля из «Снегурочки» Римского-Корсакова, а болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди прозвучало в виртуозно-лирическом прочтении Софьи Цимбал. Впечатляющим инструментальным «водоразделом» перед следующим блоком лауреатов явилось эмоционально красочное, психологически завораживающее исполнение Екатериной Мечетиной «Утренней серенады шута» из фортепианного цикла Равеля «Отражения».

Но прежде продолжили программу двое приглашенных участников. Молодого и перспективного — скорее лирического, нежели лирико-драматического — тенора из Грузии Ростома Иашвили, солиста Тбилисского оперного театра им. З. Палиашвили, Елена Образцова открыла на последней майской творческой школе вокального мастерства, проходившей в эти дни в Москве, в Галерее Александра Шилова. Прозвучала ария Хозе из «Кармен» Бизе: это была весьма интересная вокальная заявка, однако зажатость голоса певца в верхнем регистре, его несвобода, наполнить этот номер полновесной чувственной аффектацией пока не позволила. Зато другой хит из этой оперы, сегидилья Кармен, представленная уже весьма опытной солисткой театра «Новая Опера» Юлией Меннибаевой, прозвучала во всем блеске вокальной формы и стиля. Важно отметить, что эта певица — лауреат II премии Международного конкурса меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 2012 году под эгидой Культурного центра Елены Образцовой.

Все три лауреата в номинации «За яркое начало в искусстве» оказались музыкальными кавалерами хоть куда: все были лихи как на подбор!

И всё же из всей палитры представленных мужских голосов — тенора, баритона и баса — баритон Андрей Жилиховский оказался, пожалуй, самым ярким. Впервые я услышал певца на Конкурсе Елены Образцовой в Санкт-Петербурге, и сегодня уже можно уверенно сказать, что за те пять лет, что прошли с того времени, исполнитель в своем профессиональном мастерстве вырос просто неузнаваемо! Такой тембрально многокрасочной — в меру дозированной комизмом, в меру расцвеченной благородным академизмом — стилистически тонкой и вдумчивой интерпретации популярнейшей каватины Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, в наше время буквально запетой до дыр, давненько уже не приходилось слышать.

Необычайно хорош был и бас: в арии Дона Базилио всё из того же «блокбастера» Россини Юрий Власов поразил природным богатством и полновесностью истинно басовой фактуры — насыщенной, глубокой, мастерски ошлифованной, явившей драматическую мощь во всех певческих регистрах. Настоящим открытием стал для меня лирический (со слегка спинтовым оттенком) тенор Игорь Морозов, исполнивший неаполитанскую песню «Не плачь!» Куртиса взволнованно и страстно, чрезвычайно культурно и стильно, безо всяких пережимов и дежурных «рыданий», с академически выдержанным благородным интонированием. Под занавес вечера два Юрия — контратенор Юрий Юшевич и тенор Юрий Власов — совместно исполнили неаполитанскую песню «Скажите, девушки» Фальво. Такой неожиданный поворот оказался не только оригинальным, но и символичным: юность и молодость, «надежда» и «яркое начало» соединились на сей раз в стихии музыкального творчества.

Номера этой тройки лауреатов были разделены еще двумя выступлениями приглашенных артистов. Одно из них вписало в программу вечера поэтическую страницу: в исполнении Александра Панкратова-Черного прозвучали стихи собственного сочинения. Второе представило Ольгу Кульчинскую, артистку Молодежной оперной программы Большого театра, блистательный дебют которой на Исторической сцене этого театра состоялся в партии Марфы в недавней премьере «Царской невесты» Римского-Корсакова. На сей раз певица вместе со своим концертмейстером Еленой Буровой изящно и грациозно исполнила вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта». Легкие хрустальные колоратуры, тонкое лирическое чутье и поразительная вокальная культура артистки к восторженным впечатлениям вечера добавили еще одну яркую музыкальную краску.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама