Myung-Whun Chung
Мюнг-Вун Чунг родился в Сеуле 22 января 1953 года. Невероятно, но уже в возрасте семи лет (!) пианистический дебют на родине будущего известного музыканта состоялся с Сеульским филармоническим оркестром! Музыкальное образование Мюнг-Вун Чунг получил в Америке, закончив нью-йоркскую высшую «Музыкальную школу Мэнниса» по классам фортепиано и дирижирования, после чего, концертируя в ансамблях и реже – в качестве солиста, всё больше и больше стал всерьез задумываться о карьере дирижера. В этом качестве он дебютировал в 1971 году в Сеуле. В 1974 году завоевал II премию по специальности фортепиано на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве. Именно после этой победы к музыканту пришла мировая известность. Позже, в 1978 году, закончил аспирантуру в Джульярдской музыкальной школе Нью-Йорка, после чего начал стажировку у Карло Мария Джулини в Лос-Анджелесском филармоническом оркестре: в 1979 году молодой музыкант занял должность ассистента, а в 1981-м получил пост второго дирижера. С тех пор он стал выходить на сцену практически только как дирижер, лишь в первое время еще немного выступая как пианист в камерных концертах, и постепенно эту сферу деятельности оставил совсем.
С 1984 года Мюнг-Вун Чунг постоянно работает в Европе. В 1984–1990 годах является музыкальным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра Саарбрюккенского Радио. В 1986 году постановкой «Симона Бокканегры» Верди дебютирует в нью-йоркской «Метрополитен-опера». В 1989–1994 годах – музыкальный руководитель Парижской национальной оперы. Приблизительно в этот же период (1987 – 1992) – приглашенный дирижер Teatro Comunale во Флоренции. Его дирижерский дебют в Парижской опере – концертное исполнение оперы Прокофьева «Огненный ангел» – происходит тремя годами ранее принятия им поста музыкального руководителя этого театра. Именно Мюнг-Вун Чунг 17 марта 1990 года удостоился чести провести в новом здании Оперы «Бастилия» первый штатный репертуарный спектакль – «Троянцы» Берлиоза. И именно с этого момента театр стал функционировать на постоянной основе (по этой причине следует заметить, что «символическое» открытие нового театра, прошедшее по разряду «специального события», всё же состоялось ранее – в день 200-летия взятия Бастилии 13 июля 1989 года). Опять же, не кто иной как Мюнг-Вун Чунг осуществляет парижскую премьеру оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», с оркестром театра представляет целый ряд симфонических программ и исполняет последние сочинения Мессиана – «Концерт на четверых» (мировая премьера Концерта для флейты, гобоя, виолончели и фортепиано с оркестром) и «Озарения потустороннего». С 1997-го по 2005 год маэстро занимает пост главного дирижера римского Симфонического оркестра Национальной академии «Санта-Чечилия».
В репертуаре дирижера – оперы Моцарта, Доницетти, Россини, Вагнера, Верди, Бизе, Пуччини, Массне, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Мессиана («Святой Франциск Ассизский»), симфонические партитуры Берлиоза, Дворжака, Малера, Брукнера, Дебюсси, Равеля, Шостаковича. Хорошо известен его интерес к современным композиторам (в частности, об этом свидетельствуют и французские имена Анри Дютийё и Паскаля Дюсапена, заявленные в афише одного из нынешних декабрьских концертов в Москве). Большое внимание он уделяет также и пропагандированию корейской музыки XX–XXI веков. В 2008 году Филармонический оркестр Радио Франции под руководством своего шефа провел несколько мемориальных концертов, приуроченных к 100-летию со дня рождения Мессиана. На сегодняшний день Мюнг-Вун Чунг – обладатель Приза итальянской музыкальной критики Abbiati (1988), Премии Артуро Тосканини (1989), Премии Grammy (1996), а также – за творческий вклад в деятельность Парижской оперы – Кавалер Ордена Почетного легиона (1992). В 1991 году Ассоциация французских театральных и музыкальных критиков называет его «Лучшим артистом года», а в 1995-м и 2002-м он становится лауреатом премии Victoire de la Musique («Музыкальная победа»). В 1995 году по линии ЮНЕСКО Мюнг-Вун Чунг удостоивается звания «Человек года», в 2001-м награждается высшей наградой Японской академии звукозаписи (вслед за этим следуют его многочисленные выступления в Японии), а в 2002 году избирается Почетным академиком римской Национальной академии «Санта-Чечилия».
География выступлений маэстро – престижные оперные театры и концертные залы практически во всем мире. Мюнг-Вун Чунг является постоянным приглашенным дирижером таких брендовых симфонических коллективов, как Венский и Берлинский филармонические оркестры, Оркестр Баварского Радио, Дрезденская государственная капелла, амстердамский Оркестр «Консертгебау», лейпцигский «Гевандхаус», оркестры Нью-Йорка, Чикаго, Бостона, Кливленда и Филадельфии, традиционно составляющие американскую «большую пятерку», а также практически все ведущие оркестры Парижа и Лондона. С 2001 года – художественный консультант Оркестра Токийской филармонии. В 1990 года Мюнг-Вун Чунг заключает эксклюзивный контракт с компанией Deutsche Grammophon. Многие из его записей – «Отелло» Верди, «Фантастическая симфония» Берлиоза, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Турангалила» и «Озарения потустороннего» Мессиана с оркестром Парижской оперы, цикл симфоний и серенад Дворжака с Венским филармоническим оркестром и цикл шедевров духовной музыки с Оркестром Национальной академии «Санта-Чечилия» – награждены престижными международными премиями. Следует отметить также, что маэстро записал всю оркестровую музыку Мессиана. Из последних аудиозаписей маэстро можно назвать полную запись оперы «Кармен» Бизе, сделанную им на фирме Decca Classics (2010) с Филармоническим оркестром Радио Франции.