С 19 января в российском прокате можно увидеть две экранизации абсолютно разных романов-бестселлеров, где речь идет в одном случае о жизни таких специфических особ, как японские гейши первой половины ХХ века, в другом же фильме с рекламным слоганом «Добро пожаловать в дерьмо!» вспоминается совсем недавняя история, а именно война в Персидском заливе, через призму восприятия новобранца-морпеха. Продюсерами обеих картин — и «Мемуаров гейши» Роба Маршалла, и «Морпехов» Сэма Мендеса (собственно, также мемуаров, только реального человека) — стали Люси Фишер и Даглас Уик, семейная пара, в кинобизнесе Голливуда весьма уважаемая.
Продюсерскую команду фильма «Мемуары гейши» возглавлял Спилберг, раньше он хотел снимать сам, но из-за занятости предоставил режиссерское кресло Робу Маршаллу («Чикаго»). Мелодрама по бестселлеру Артура Голдена получила «Золотой глобус» в номинации «За лучший саундтрек» (Джон Уильямс), а также была номинирована в категории «За лучшую женскую роль в драме» (Чжан Зийи).
«Мемуары гейши» на наших экранах действительно как редкий экзотический цветок. Пленяет сам сюжет, операторская работа и труд художника по костюмам. Плюс масса деталей ритуальной жизни окейи — дома гейш, куда в услужение и отдает бедная семья младшую дочь (удивительно ярко играет 11-летняя Судзука Ого). Поначалу злоключения малышки, пытавшейся убежать на первых порах, вызывают плотные ассоциации с почти что диккенсовской прозой, с его работными домами и детьми-сиротами. Да окейя мало чем отличается от работного дома. Независимо от возраста те, кто стоит на ступеньке ниже, обслуживают тех, чей статус выше. Гейша не может быть хозяйкой своей судьбы, правило это внушается с малых лет. И лишь главной героине Сайюри (Чжан Зийи), прошедшей тернистый путь в довольно жестокой конкурентной борьбе, удастся не только стать знаменитой гейшей, но и получить главный приз — мужчину своей мечты.
Энергетически китаянка Чжан Зийи («2046», «Дом летающих кинжалов», «Герой») держит эту картину, ее обаяние и хрупкость отчасти компенсируют несколько вялый общий ритм красивой мелодрамы. А для большинства европейцев скандал вокруг картины, связанный с непростыми японско-китайскими отношениями, никак не повлияет на восприятие. Вот японцы обиделись, что у Маршалла их прекрасных женщин играют китаянки (помимо Зийи, в фильме сыграли более старшие, первая красавица азиатского кино Гон Ли, а также Мишель Йео, бывшая девушка Бонда). Так ведь ходят на 20-сантиметровых сандалиях, убедительны в сценах чаепития, танцуют как положено. Была производственная необходимость: главная героиня должна, помимо основных умений — танцевать и играть на музыкальных инструментах, — еще и говорить по-английски. Прожить в возрастном диапазоне 15 — 35 лет. Зийи оказалась находкой.
Расхожую истину о том, что гейши — не куртизанки, а своего рода иконы стиля, произведения искусства, она обозначает одним своим присутствием в кадре. Равно как и элегантная Мишель Йео, играющая старшую «сестру» — наставницу героини. Но особого синефильского внимания заслуживает Гон Ли в роли гордой красавицы Хацумомо, не уступающей место под солнцем ни на йоту. В салонно-сахарном мирке «Мемуаров гейши» актриса создает сольную партию эталонной злодейки, коварной и опасной бывшей примы, которой прямо сказали, что, мол, время вышло. И в сполохах огня выражение глаз героини Гон Ли, поджигательницы окейи, забыть трудно.
Что до избранника героини, которого все зовут не иначе как Председатель (Кен Ватанабе), то он спустя много лет обратил благосклонный взор на верную Сайюри. Когда война закончилась и бизнес наладился. Выстраданный и неизбежный хеппи-энд происходит на фоне цветущей сакуры в сердце Киото — буддийском храме Йошимине. Строить декорации храмов в Калифорнии, где проходили основные съемки, Роб Маршалл все же не стал.
Оксана Гаврюшенко
Полезная информация об офшорных зонах находится на https://offshore.su/blog/offshore_registration/offshornye-zony-osobennosti-preimushhestva-i-nedostatki.html. В какой из таких зон регистрировать свою компанию, вы сможете определиться после прочтения материала.