Творческий вечер Светланы Захаровой
Главной интригой балетного фестиваля «Мариинский» в 2005 году стали бенефисы трех петербургских прим — Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой и Дарьи Павленко. Большой театр решил не отставать и откликнулся на возобновление стародавней имперской традиции творческим вечером своей благоприобретенной примы — Светланы Захаровой, выписанной не так давно из той же Мариинки. Вероятно, таким образом театр хотел еще и сделать подарок московским балетоманам перед окончанием сезона и закрытием на реконструкцию. Событие обещало быть ярким, пол-Москвы было увешано живописными афишами, в кругу театралов наблюдался понятный ажиотаж. И все же вечер немного разочаровал.
Светлана Захарова — явление в нынешнем балетном театре уникальное, но в то же время и типическое. Молодость, стройность, изумительная фактура, гибкое тело, идеальные пропорции, фантастический шаг, аккуратные стопы, строгая питерская выучка, абсолютное владение всем арсеналом классического танца и координация, которой обычно могут похвастаться только балерины со стажем, близкие к пенсионному возрасту. Высокая, сильная (критики часто упрекают ее в излишней спортивности) Захарова тем не менее — плоть от плоти ХХI века, скрывающего за усиленным техницизмом дефицит духовности. Она и не артистка в полном смысле слова, а, скорее, идеальный инструмент, этакая скрипка Страдивари, нуждающаяся в гениальном музыканте (читай — хореографе). Холодноватая, ученически сосредоточенная в классике, одинаково далекая и от простых человеческих чувств, и от мистических художнических прозрений. Современная, успешная, талантливая. Такой вот «танцующий парадокс». Ее экарте в «Тенях» из «Баядерки» (партнер — Игорь Зеленский) нельзя не любоваться, но страдающая и одухотворенная Никия за ними не просматривается.
Творческий вечер был организован с размахом: роскошное гала в трех отделениях с классикой и модерном на любой вкус. Хотя, на мой взгляд, решение открывать концерт труднейшим третьим актом «Баядерки» было рискованным шагом. Нерастанцевавшийся кордебалет поднимал ноги мимо музыки, Зеленский, будучи в отличной форме (как всегда, радовали глаз его воздушные прыжки с бесшумными приземлениями и фирменные замедленные пируэты), подсел на ноги во время жете антурнан, а сама виновница торжества заваливалась с пируэтов во время танца с шарфиком, что, конечно, можно объяснить естественным волнением.
Второе отделение состояло из отдельных номеров, выходы Захаровой «оттеняли» другие солисты Большого: Анастасия Горячева и Андрей Болотин игриво и с задором станцевали баланчинскую «Тарантеллу», царственная Галина Степаненко показалась в «черном» па де де из «Лебединого» (партнер — Руслан Скворцов), Светлана Лунькина и Дмитрий Белоголовцев душевно и технически безупречно исполнили адажио из «Спартака».
На таком академическом фоне длящийся всего несколько минут дуэт из «In the middle» Форсайта произвел эффект разорвавшейся бомбы. Вот тут Захарова была блистательна! «Инструмент» попал в хорошие руки. Абстрактная, невероятно сложная хореография обрела четкий контур, нужную динамику и агрессивно-сексуальный драйв. Бешеный произвол отточенных движений, безразмерные батманы и головокружительная скорость «In the middle» — это своего рода дуэль между хореографом и исполнителем. И Захарова из этой хореографической схватки вышла победителем: идеальный интерпретатор. А вот «Средний дуэт» Ратманского (партнер — Андрей Меркурьев) в концертном исполнении (без хвостатых ангелов и второй пары танцовщиков) выглядел как-то уныло. Само собой напрашивалось и сравнение с Форсайтом: те же приемы, похожая пластика, но скупо, сдержанно, мрачно, монотонно и меланхолично.
Закрывал творческий вечер третий акт «Дон Кихота»: Захарова и Уваров танцевали блестяще, полностью соответствуя статусу «звездного дуэта» Большого. Захаровская Китри демонстрировала нерушимый апломб в адажио и потрясающую мелкую технику в вариации, очаровательно играла с веером и в сумасшедшем темпе крутила двойные фуэте. В финале же всего этого действа на сцену вышел директор Большого Анатолий Иксанов и объявил, что Светлане Захаровой присуждено звание заслуженной артистки РФ. Полная идиллия.
Ирина Удянская