Спектакли Мариинки в Кремле
За последние пять лет гастроли Мариинского балета в Москве превратились из события уникального в обыденность. Теперь петербуржцы приезжают в столицу по нескольку раз в год, и организаторам приходится проявлять чудеса виртуозности, чтобы они не воспринимались банальностью. Пока креативные способности московских партнеров Мариинки еще ни разу не дали сбоя. Выступление 3 декабря на сцене Государственного Кремлевского дворца, по традиции, рекламировалось как уникальная акция — оно было приурочено к презентации фильма «Возвращение Жар-птицы», пущенного фирмой «Decca» в DVD-версии.
Однако на этот раз рекламная энергия скорее раздражала, чем вызывала интерес: Андрис Лиепа с 1992 года заученно рассказывает о мечте своего легендарного отца Мариса Лиепы станцевать забытые балеты Михаила Фокина и о его знакомстве на американских гастролях с внучкой балетмейстера Изабель Фокиной, просившей у него автограф, о своей с ней встрече и совместной работе над возрождением «Петрушки», «Шехеразады» и «Жар-птицы». Десять лет назад эти рассказы потрясали неискушенную публику — для Мариинского театра и всей России попытка восстановить утраченные спектакли выглядела экзотикой, до нас еще не добрались английские пленки реконструированных спектаклей основоположника современного балета Жана Жоржа Новерра, мало кто интересовался и записями Николая Сергеева, хранящимися в Гарвардском университете.
Но когда балеты Фокина восстановили — по дневникам, воспоминаниям и фотографиям, — на сцене Мариинского театра, среди традиционных «Баядерок», «Спящих красавиц» и «Лебединых озер» они показались новодельными пятизвездочными гостиницами в пейзаже Невского проспекта. Поэтому их исправно возили на зарубежные гастроли в качестве национального русского блюда, в Питере ими затыкали репертуарные дыры во время отсутствия основного состава Мариинки, но не спешили гордиться ими перед Москвой.
Тем не менее художественный удар фокинско-дягилевскими шедеврами был нанесен по столице почти моментально: Андрис Лиепа, обнаружив в себе талант незаурядного менеджера, объединился с «Дягилевъ-центром» и вскоре после премьеры показал спектакли на сцене Большого театра в антрепризном варианте. После чего «Шехеразада» стала для Москвы почти репертуарным спектаклем — она постоянно идет на сцене Новой Оперы в исполнении Имперского Русского балета и регулярно всплывает на вечерах, организованных благотворительным фондом имени Лиепы-отца.
Поэтому, несмотря на массированный рекламный удар по Москве, переизбытка балетоманов в зале Кремлевского дворца не наблюдалось — они в этот вечер предпочли Театр имени Моссовета, где Алла Сигалова показывала свой новый спектакль с участием Эгле Шпокайте. Однако танцовщики Мариинского театра сумели превратить светскую акцию в настоящее художественное событие и оправдать заявку на уникальность гастролей — такого исполнения этих спектаклей Москва действительно не видела. Шоу-конферанс Андриса Лиепы, носившегося по сцене и непринужденно просившего зал поблагодарить то спонсоров, то организаторов гастролей, стал контрапунктом к профессиональному мастерству Юлии Махалиной и Фаруха Рузиматова, солировавших в «Шехеразаде», и Ирмы Ниорадзе, Андрея Яковлева-второго и Яны Серебряковой, танцевавших «Жар-птицу». Танцевать им пришлось на фоне установленного на сцене огромного телевизионного экрана, на котором перед началом спектакля и в антракте почти в полном объеме показали фильм «Возвращение Жар-птицы» с участием Нины Ананиашвили, Андриса и Илзе Лиепа, Виктора Яременко, Гедиминаса Таранды, Татьяны Белецкой. На этом же экране транслировался и сам спектакль. Но, вопреки генеральной идее организаторов, вторжение современных технологий в ход вечера только подчеркнуло, что балет непременно нужно смотреть в театре в исполнении «живых» артистов.
Анна Галайда