Смешение жанров

Камерный хор Московской консерватории под руководством профессора Бориса Тевлина признан выдающимся исполнительским коллективом во многих странах мира. Он увенчан многими наградами высшей категории. Идя на его концерты, можно быть уверенными в высоком качестве исполнения, в том, что программа будет интересна и полновесна (примерно часа на три) и не будет похожа на программы предыдущих концертов — Тевлину свойственно постоянно обновлять репертуар своего хора и сверкать часто неожиданными перебросками к разным стилям, эпохам, именам.

Это может быть русская хоровая классика (духовная музыка, Рахманинов, Танеев) и современная (особенно любят здесь Щедрина, Калистратова, Кикту). Можно вспомнить и концерты, где звучали наряду с русской классикой популярные в свое время мелодии Дунаевского, Богословского, Соловьева-Седого, занятно театрализованные. Наконец, вот программа последнего концерта — музыка западная, от классики — Доницетти, Верди, Россини, Шуман, Григ — через музыку двадцатого века (Бриттен) к современной (Тавенер, Сандстрем), к благородной эстраде (отличная хоровая аранжировка «Опавших листьев» В.Косма), джазу (Гершвин) и спиричуэлс. Это смешение жанров не выглядит странным, напротив, исполнение произведений неизменно хорошего вкуса выравнивает резкость отличий в стилистике, гармонии, ритме. Программа выступает естественной и органичной, как бы «прокатываясь» по пестрой музыкальной картине веков и стран.

Хор пел легко, я сказал бы, воздушно, с очень выразительной динамикой, с тонким вплетением голосов солистов хора (А.Житкова, А.Зеленская, Н.Фельдберг, А.Верещагин, П.Савинков, Ф.Чижевский), с точной интонацией, мягкой фразировкой, хорошим балансом.

Обратило на себя внимание необычное (я это у Тевлина уже раз видел) расположение артистов на сцене — полукружье, в середине которого находился и дирижер (все сидят), и это создает атмосферу свободного, можно сказать, не концертного музицирования.

Особую симпатию из новых произведений у слушателей вызвала «Глория» Сандстрема — светлое, интонационно чистое, красивое сочинение.

Во втором отделении появились новые солисты — певицы, заслуживающие больших комплиментов, А.Бакастова и И.Ромишевская, мастер органа М.Высоцкая, тонкий участник ансамбля пианистка И.Короткова, властитель ударных М.Пекарский и превосходный джазовый пианист и импровизатор редкого вкуса Д.Крамер. Не могу найти каких-либо недостатков исполнения, кроме разве того, что в двух пьесах из репертуара Свингл-Сингерс (симпатично «осовремененные» Бах и Гендель), мне показалось, несколько подпортили впечатление ударные (Д.Власик) грубоватым стуком палочек вместо более уместного здесь легкого касания и шелеста щеточек.

Концерт прошел с большим успехом, которого и заслуживают выступления этого коллектива. На бис, как и в первом отделении, были исполнены «Опавшие листья», только на этот раз с эффектным соучастием Д.Крамера.

Роман Леденев

реклама