Камерный хор Московской консерватории под руководством профессора Бориса Тевлина признан выдающимся исполнительским коллективом во многих странах мира. Он увенчан многими наградами высшей категории. Идя на его концерты, можно быть уверенными в высоком качестве исполнения, в том, что программа будет интересна и полновесна (примерно часа на три) и не будет похожа на программы предыдущих концертов — Тевлину свойственно постоянно обновлять репертуар своего хора и сверкать часто неожиданными перебросками к разным стилям, эпохам, именам.
Это может быть русская хоровая классика (духовная музыка, Рахманинов, Танеев) и современная (особенно любят здесь Щедрина, Калистратова, Кикту). Можно вспомнить и концерты, где звучали наряду с русской классикой популярные в свое время мелодии Дунаевского, Богословского, Соловьева-Седого, занятно театрализованные. Наконец, вот программа последнего концерта — музыка западная, от классики — Доницетти, Верди, Россини, Шуман, Григ — через музыку двадцатого века (Бриттен) к современной (Тавенер, Сандстрем), к благородной эстраде (отличная хоровая аранжировка «Опавших листьев» В.Косма), джазу (Гершвин) и спиричуэлс. Это смешение жанров не выглядит странным, напротив, исполнение произведений неизменно хорошего вкуса выравнивает резкость отличий в стилистике, гармонии, ритме. Программа выступает естественной и органичной, как бы «прокатываясь» по пестрой музыкальной картине веков и стран.
Хор пел легко, я сказал бы, воздушно, с очень выразительной динамикой, с тонким вплетением голосов солистов хора (А.Житкова, А.Зеленская, Н.Фельдберг, А.Верещагин, П.Савинков, Ф.Чижевский), с точной интонацией, мягкой фразировкой, хорошим балансом.
Обратило на себя внимание необычное (я это у Тевлина уже раз видел) расположение артистов на сцене — полукружье, в середине которого находился и дирижер (все сидят), и это создает атмосферу свободного, можно сказать, не концертного музицирования.
Особую симпатию из новых произведений у слушателей вызвала «Глория» Сандстрема — светлое, интонационно чистое, красивое сочинение.
Во втором отделении появились новые солисты — певицы, заслуживающие больших комплиментов, А.Бакастова и И.Ромишевская, мастер органа М.Высоцкая, тонкий участник ансамбля пианистка И.Короткова, властитель ударных М.Пекарский и превосходный джазовый пианист и импровизатор редкого вкуса Д.Крамер. Не могу найти каких-либо недостатков исполнения, кроме разве того, что в двух пьесах из репертуара Свингл-Сингерс (симпатично «осовремененные» Бах и Гендель), мне показалось, несколько подпортили впечатление ударные (Д.Власик) грубоватым стуком палочек вместо более уместного здесь легкого касания и шелеста щеточек.
Концерт прошел с большим успехом, которого и заслуживают выступления этого коллектива. На бис, как и в первом отделении, были исполнены «Опавшие листья», только на этот раз с эффектным соучастием Д.Крамера.
Роман Леденев