Одесса — родина скрипачей

Завершился Первый международный конкурс имени Давида Ойстраха

Этот солнечный южный город был выбран неслучайно: Одесса — родина великого скрипача, здесь он делал первые музыкальные шаги. Мы беседуем с членом жюри конкурса, профессором Московской консерватории Сергеем Кравченко.

— Вы говорите, что это первый Конкурс имени Ойстраха. Но ведь в 1988 году уже был такой конкурс, и тоже в Одессе.

— Но тот конкурс был всесоюзным. Тогда же и родилась идея сделать его международным и традиционным, но, к сожалению, она не осуществилась: сначала, как всегда, не было денег, а в 1991 году распался Советский Союз, и было уже не до конкурса. Однако идея продолжала витать в воздухе. Успех фортепианного Конкурса имени Эмиля Гилельса стал катализатором для скрипачей. Бурную организаторскую деятельность развил Олег Крыса, один из наиболее ярких учеников Давида Федоровича, ныне работающий в США. Он нашел мощную поддержку у президента Украины Л.Кучмы и предсовмина В.Януковича, после чего у конкурса появились свой президент — композитор А.Злотник, генеральный директор — И.Курылив, а в работу по его подготовке и проведению включились одесская мэрия и многочисленные спонсоры. В оргкомитет конкурса посыпались кассеты с записями претендентов на лауреатские лавры из разных стран мира. Их оказалось 120, но после строгого отбора к участию были допущены 30 скрипачей, так что «туристов» среди конкурсантов не было.

— Какие страны были представлены на конкурсе?

— Как всегда в последние годы, мощно представительствовали азиатские музыканты — из Японии, Китая, Тайваня, Южной Кореи, Сингапура. Своих скрипачей прислали Россия, разумеется, Украина, Казахстан, США, Франция и Финляндия. Таким образом, подобралась крепкая команда исполнителей, с первого же тура поставившая перед жюри нелегкую задачу по определению лучших.

— Кто входил в состав жюри?

— Возглавил его Олег Крыса. Собирался вроде бы приехать Игорь Ойстрах, но по каким-то причинам в Одессе так и не появился. За судейским столом были россияне В.Пикайзен и С.Кравченко, Украину представляли композитор М.Скорик и ректор Одесской консерватории А.Сокол, из Германии приехал З.Брон, из Китая — Женшан Вонг, из Японии — Коиширо Харада, из Литвы — С.Сондецкис.

— Что представляла собой конкурсная программа?

— Она была весьма разнообразной и сложной, в значительной степени ориентированной на концертный репертуар Давида Федоровича. В первом туре — части из произведений Баха, Каприсы Паганини, Сонаты Изаи — это был сольный тур. Во втором — большая амплитуда сонат от классиков до Шостаковича и Прокофьева, посвященных Ойстраху, виртуозные произведения и обязательная пьеса «Карпатская рапсодия» композитора Мирослава Скорика. Третий тур — исполнение Концерта с оркестром. Таким образом, конкурсанты имели возможность продемонстрировать все грани своего исполнительского дарования.

— Как вы могли бы охарактеризовать общий исполнительский уровень конкурсантов?

— Как чрезвычайно высокий. Собрались музыканты, которым, несмотря на молодость, уже знаком вкус побед на различных конкурсах, обладающие немалой концертной практикой. Нам пришлось нелегко: граница между лидерами и преследователями была очень зыбкой. Вмешалась математика — прохождение в следующий тур и победа на конкурсе определялись по сумме баллов всех трех туров. Не могу сказать, что это оптимальный способ определения степени талантов, но таковы были условия конкурса. Во всяком случае, подковерной борьбы, характерной для многих конкурсов, у нас не было, все члены жюри демонстрировали максимальную объективность.

— Как распределились лауреатские премии?

— Прежде всего хочу сказать, что все они, а также специальные призы были денежными благодаря спонсорам. А распределились таким образом, что победителями оказались «скрипичные внуки» Ойстраха. Первая премия — у очень яркой скрипачки из Японии Маюко Камио, ученицы Захара Брона, который, в свою очередь, учился у Давида и Игоря Ойстрахов. Японку, ей 18 лет, отличают артистизм, воля, уверенность и высокое качество игры. Вторая премия — у китаянки из Сингапура Ли Грэйс, она учится в США у Олега Крысы. Третья премия — у тайванки Ву Тиен Гсин, ученицы Виктора Данченко в Кертис-институте США (он тоже из бывшего звездного класса Ойстраха). Четвертую премию разделили Надежда Коршакова, ученица Брона, и Олег Касатив — украинец из Швейцарии, тоже причастный к школе Ойстраха, поскольку его отец когда-то учился у профессора П.А.Бондаренко, ассистента Давида Федоровича. Пятая премия тоже оказалась поделенной между Айнур Забеновой из Казахстана и моим учеником Ильей Гайсиным.

— Как вы оцениваете выступление вашего ученика?

— Как несомненный успех молодого третьекурсника Московской консерватории. Пробиться в лауреатскую элиту на этом конкурсе было сложно — конкуренты оказались очень сильными. Илья выступил достойно, особенно во втором и третьем турах. Публика принимала его восторженно и вполне по заслугам. Это талантливый скрипач со своим индивидуальным почерком и, уверен, с большим исполнительским будущим. Своим конкурсным успехом он во многом обязан великолепной поддержке замечательного концертмейстера Елизаветы Гинзбург, дочери выдающегося советского пианиста Григория Гинзбурга.

* * *

Итак, Первый международный конкурс имени Давида Ойстраха уже стал историей. Он показал, что великая скрипичная школа Давида Ойстраха раскинула свои ветви по всему миру. Оргкомитет конкурса принял решение сделать его традиционным с периодичностью в два года.

Беседу вел Евгений Эпштейн

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама