XI Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой
Среди вокальных конкурсов, проходящих в нашей стране, Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой сегодня — один из самых известных и респектабельных. В последние годы (в 2015-м и в нынешнем 2017-м) он особо поражает массовостью поданных заявок на участие. Огромной популярности конкурса, безусловно, способствует легендарное имя Елены Образцовой (1939–2015), величайшей оперной дивы XX столетия, слава которой, уверенно перешагнув пределы России, триумфально обошла весь мир.
В нынешнем году именной конкурс отечественной примадонны – уже одиннадцатый по счету! – прошел в Санкт-Петербурге с 10 по 17 сентября. Его организацию и проведение при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Комитета по культуре Санкт-Петербурга возложили на себя Культурный центр Елены Образцовой (Санкт-Петербург) и Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» (Москва).
В официальном буклете конкурса этого года – 242 исполнителя, но жизнь есть жизнь, и с первого тура бороться за звание лауреатов (согласно пресс-релизу) начали 184 вокалиста из 21 страны (России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Армении, Грузии, Болгарии, Великобритании, Израиля, Литвы, Норвегии, Финляндии, Польши, Сербии, Македонии, Китая, Южной Кореи, Монголии и Японии). Согласитесь, и реальное количество приехавших участников всё равно впечатляет!
Конкурс состоялся на базе Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича, и в этом году первый (отборочный) и второй туры прошли в ее Малом зале имени Глинки. Большой зал стал площадкой торжественного открытия и гала-концерта по этому случаю, а также местом проведения третьего тура и награждения лауреатов.
В жюри конкурса вошли признанные профессионалы с мировым именем, выдающиеся певцы, а также деятели музыкального театра, увидеть которых сегодня можно в жюри многих международных конкурсов по всему миру. Нынешний конкурс – второй без Елены Образцовой и второй, у жюри которого нет председателя (девять конкурсов подряд его председателем была сама Елена Образцова). В составе жюри этого года – восемь человек из семи стран:
Хайме (Джакомо) Арагаль (Испания) – оперный певец (тенор) из Каталонии. В настоящее время занимается продвижением молодых певцов, дает мастер-классы у себя на родине и за рубежом. С 1994 года проводит собственный вокальный конкурс (Concurs Internacional de Cant Jaume Aragall), мигрирующий по разным городам мира;
Дмитрий Вдовин (Россия) – педагог по вокалу, художественный руководитель и педагог Московской международной школы вокального мастерства (1999–2009), художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России (2009 – настоящее время);
Лариса Гергиева (Россия) – концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, а также Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ), председатель Попечительского совета Международных конкурсов Елены Образцовой;
Шучжень Го (Китай) – оперная певица (сопрано). В настоящее время профессор Китайской центральной консерватории в Пекине, руководитель секции вокального образования и исследований в области вокальной музыки, постоянный директор Китайской ассоциации музыкантов;
Дэвид Гоулэнд (Великобритания) – коуч-концертмейстер, педагог по вокалу, художественный руководитель Программы молодых артистов (Jette Parker Young Artists Programme) Королевской оперы «Ковент-Гарден» в Лондоне (2006 – настоящее время). В качестве руководителя музыкальной подготовки с этой Программой молодых артистов стал сотрудничать с момента ее основания в 2000 году;
Михай Косма (Румыния) – музыковед и журналист, музыкальный критик. Основатель и руководитель Центра повышения квалификации в сфере исследовательских и художественных проектов Национального университета музыки Бухареста, профессор музыковедения и истории музыки (с 1992 года), консультант Бухарестской национальной оперы (2013–2016), художественный координатор Международного конкурса вокалистов «Le Grand Prix de l’Opéra» (Румыния, Бухарест);
Бруно Мишель (Франция) – художественный советник театра «Шатле» в Париже по кастингу и сотрудничеству с дирижерами и режиссерами (1997 – настоящее время). В 2006–2007 годах аналогичные функции осуществлял в Лейпцигской опере;
Эрнесто Паласио (Италия) – оперный певец (тенор) из Перу. В настоящее время педагог по вокалу, глава оперного агентства Ernesto Palacio Artists Management, художественный руководитель Rossini Opera Festival в Пезаро (с 2016 года), директор действующей при фестивале Accademia Rossiniana Alberto Zedda (с 2017 года). За два дня до открытия конкурса прошла официальная информация о назначении Эрнесто Паласио суперинтендантом этого фестиваля.
К наблюдению за конкурсными баталиями автор этих строк подключился со второго тура. К нему жюри допустило 48 участников (из 11 стран) вместо регламентных «не более 40», и осознанность подобного решения после прослушивания всех выступлений второго тура становится очевидной, ведь общий уровень второго тура, в целом, приятно поразил. Естественно, кто-то впечатлил больше, кто-то меньше, но явных выбросов из общего спектра не было. Есть, правда, один подводный камень – весьма благодатная для певцов акустика Малого зала Филармонии, в которой даже небольшие голоса звучат объемно и мощно. И, как показал впоследствии третий тур, прошедший в сопровождении оркестра Мариинского театра (дирижер – Михаил Синькевич), испытание Большим залом Филармонии сполна выдержали далеко не все из 15 участников, допущенных к финалу.
У первого тура не зря ведь статус отборочного, так как никакого заочного отбора на этом конкурсе нет, и поэтому прослушать вживую такое большое количество участников – работа для жюри просто гигантская! Тем не менее, на втором туре (да и на третьем тоже: 15 певцов против 12) оно всё же единодушно превысило регламент допуска, дав шанс побороться за победу бóльшему числу конкурсантов. Увы, на втором туре многие из них стремились, прежде всего, показать голос, а не предъявить музыкальность, стилистическое и техническое мастерство, поэтому многим певцам, несмотря на их прекрасные голоса, хотелось иногда убавить напор, вот только «ручки громкости» для этого не было…
Понятно, что количество участников третьего тура всегда ограничено, но «потери» из числа тех, кто до финала не дошел, странными не оказались.
Необычайно странным стало распределение лауреатских премий среди финалистов. Но конкурс есть конкурс, и, как и в случае с самóй наукой-историей, официальные результаты, вынесенные международным высокопрофессиональным жюри, сослагательного наклонения, в принципе, не терпят. И, как следствие, победителей поэтому тоже не судят. Они победили, и это их праздник! Конкурс есть конкурс, и в мире еще не изобрели такого, чтобы его результатами одинаково довольны были бы все. Речь идет и о самóм жюри, внутри которого вкусовая полемика всегда неизбежна, и о критике, которой угодить, вообще, как правило, сложно, и, наконец, о публике, мнение которой, определенно, также нельзя сбрасывать со счетов… Воистину, конкурс – прекрасный, но результаты его – удивительные! Удивительно странные…
В этой ситуации, оставляя за собой право на собственное мнение, которое непременно будет озвучено ниже, ничего не остается, как эти результаты принять и добросовестно огласить. Но прежде необходимо заметить, что в нынешнем году (как и в прошлом) разделения по женским и мужским голосам не было, а присуждение установленных регламентом лауреатских наград шло в общем конкурсном зачете.
Итак, главные премии (город указан только для певцов, представлявших Россию):
• Гран-при – не присужден;
• I премия – Годердзи Джанелидзе (бас, Грузия);
• II премия – Энхболд Анхбаяр (баритон, Монголия);
• II премия – Шота Чибиров (тенор, Россия, Санкт-Петербург);
• III премия – Диляра Идрисова (сопрано, Россия, Уфа);
• III премия – Анастасия Донец (сопрано, Россия, Санкт-Петербург).
Премии-дипломы (финалисты, не ставшие лауреатами):
• Джульетта Алексанян (сопрано, Армения);
• Олег Бударацкий (бас, Россия, Екатеринбург);
• Ксения Галицкая (сопрано, Россия, Санкт-Петербург);
• Доржцэдэн Бат-Эрдэнэ (бас, Монголия);
• Любовь Медведева (сопрано, Россия, Ямало-Ненецкий АО, поселок Харп);
• Лаша Сеситашвили (баритон, Грузия);
• Сергей Кайдалов (баритон, Россия, Санкт-Петербург);
• Нэля Гафиятуллина (сопрано, Россия, Казань);
• Ма Цзя (тенор, Китай);
• Юрий Юшкевич (контратенор, Россия, Санкт-Петербург).
Специальные премии и призы (лауреаты):
• Годердзи Джанелидзе – Специальный приз «Участие в Международном фестивале “Музыкальная коллекция” Юрия Темирканова» (учрежден Международным фондом культурных инициатив маэстро Темирканова);
• Энхболд Анхбаяр – Специальная премия «За лучшее исполнение русской музыки зарубежным певцом» (учреждена Международным фондом «Серж Меценат», Монголия);
• Шота Чибиров – Специальная премия «За лучшее исполнение произведения С.В. Рахманинова» с правом сольного концерта в Ивановке в рамках Международного музыкального фестиваля имени С.В. Рахманинова (учреждена Тамбовским областным учреждением культуры «Музей-усадьба С.В. Рахманинова “Ивановка”»);
• Диляра Идрисова – Специальный приз «Сольный концерт в Малом зале Московской консерватории имени П.И. Чайковского» (учрежден Московской консерваторией имени П.И. Чайковского);
Специальные премии и призы (дипломанты):
• Джульетта Алексанян – Специальная премия «Чистый голос» (учреждена компанией «Буарон»), а также Специальный приз «Сольный концерт в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина» (учрежден Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М.И. Глинки);
• Олег Бударацкий – Специальный приз «Выступление в спектакле Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова» (учрежден Московским театром «Новая Опера» имени Е.В. Колобова);
• Любовь Медведева – Специальная премия «Дебют» (учреждена Культурным центром Елены Образцовой);
• Сергей Кайдалов – Специальная премия «Лучшему баритону конкурса» (учреждена Международным фондом «Серж Меценат», Монголия), а также Специальные призы от журнала «Опера+» («За лучшее исполнение музыки Дж. Верди») и от российской радиостанции «Итальянское радио»;
• Юрий Юшкевич – Специальная премия «Приз зрительских симпатий», Специальный приз «Лучшему тенору конкурса» (учрежден Московским театром «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана), Специальные призы от Законодательного собрания Санкт-Петербурга, студии звукозаписи «Sound Factory» и издательства «Вита Нова».
Специальные премии и призы (участники второго тура, не прошедшие в финал):
• Ханна Бредбери (сопрано, Великобритании) – Специальная премия «За лучшее исполнение немецкой Lied»;
• Цветана Омельчук (меццо-сопрано, Россия, Москва) – Специальная премия (учреждена Фондом Елены Образцовой);
• Эльмира Караханова (сопрано, Россия, Новокузнецк) – Специальный приз «Сольный концерт в Прокофьевском зале Центрального музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки» (учрежден Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М.И. Глинки);
• Ольга Маслова (сопрано, Россия, Воронеж) – Специальный приз «Интонация» (учрежден Санкт-Петербургским Домом музыки);
• Александрина Стоянова-Андреева (меццо-сопрано, Болгария) – Специальный приз «Право стажировки в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра» (учрежден Академией молодых оперных певцов Мариинского театра);
• Сюй Минхун (сопрано, Китай) – Специальный приз «Право стажировки в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра» (учрежден Академией молодых оперных певцов Мариинского театра).
Василий Попов (Россия, Санкт-Петербург) стал обладателем Специальной премии «Лучшему концертмейстеру конкурса», и на этом весь свод информации о награждениях исчерпывается. Однако не исчерпывается отношение к ней. И первое, что всегда обсуждается в кулуарах, – кого надо или не надо было бы пропустить в очередной тур. Естественно, подобным вопросом автор этих строк мог задаться лишь в отношении «броска» со второго тура на третий. Но, как уже отмечено выше, «потери» этого «броска» странными не оказались, хотя многие участники из числа выбывших произвели довольно сильное впечатление своей музыкальностью, эмоциональной отдачей и артистизмом.
Весьма отрадно, что имена шестерых их них – Ханны Бредбери, Цветаны Омельчук, Эльмиры Карахановой, Ольги Масловой, Александрины Стояновой-Андреевой и Сюй Минхун – не остались незамеченными хотя бы в части специальных премий и призов, ведь на вокальном состязании подобного ранга любая награда, несомненно, почетна! Но в позитивном плане хотелось бы обратить внимание и на певцов, в финал не попавших и никак не отмеченных. Это баритон Бямбажав Монголхуу (Монголия), а также шесть участников из России: сопрано Юлия Погребняк (Симферополь), сопрано Ольга Алакина (Саратов), сопрано Александра Сенникова (Москва), тенор Кирилл Белов (Уфа), тенор Александр Трофимов (Санкт-Петербург) и бас Динар Джусоев (Санкт-Петербург). Вообще, конкурсы – вещь упрямая: в 2015 году на Конкурсе Елены Образцовой и Эльмира Караханова, и Юлия Погребняк, и Бямбажав Монголхуу, словно идя по заколдованному кругу, также дошли только до второго тура…
Годердзи Джанелидзе – обладатель баса яркой, красивой, но малообъемной, точечно-резонирующей фактуры, певец, демонстрирующий типично головное звучание с хорошим (этого не отнять!) верхним регистром. На обоих «моих» турах в оперном блоке (и в арии Прочиды из «Сицилийской вечерни» Верди, и в арии Кончака из «Князя Игоря» Бородина) исполнителю явно недоставало кантилены, «разливающегося» звучания грудного регистра. Но в камерной пьесе Шуберта «К музыке» стилистически он был просто великолепен! Кстати, на прошлом конкурсе на втором туре исполнялся только камерный репертуар (одна русская и одна зарубежная миниатюра), так что год на год, как говорится, не приходится.
А манера головного звукоизвлечения у баса Доржцэдэна Бат-Эрдэнэ и вовсе привела к тому, что восторг от бельканто раннего Верди в арии Дона де Сильва из «Эрнани» Верди на сей раз испытать в финале так и не пришлось. Но ведь среди финалистов был еще один бас – Олег Будорацкий, и это уже настоящий оперный голос: кантиленный, подвижный, тесситурно уверенный, с «певучей» объемно-бархатной грудной составляющей. Ариями Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини и – в финале – князя Галицкого из «Князя Игоря» Бородина этот исполнитель доставил истинное меломанское удовольствие!
Баритон Энхболд Анхбаяр, взявший год назад I премию на II Международном конкурсе вокалистов Евы Мартон в Будапеште, на сей раз в итальянском репертуаре (на втором туре он пел большую сцену и арию Родриго из «Дон Карлоса» Верди) вновь оставил ощущение профессионализма, добротности, но истинную осмысленность (даже эмоциональность!), поразив удивительно хорошим русским языком, вдруг смог проявить в русской музыке: и в романсе Рахманинова «В молчаньи ночи тайной», и – под оркестр – в арии Елецкого из «Пиковой дамы» Чайковского. А у баритонов Лаши Сеситашвили и Сергея Кайдалова, хотя второй тур оба спели весьма обнадеживающе, в финале что-то пошло не так: у первого – «совсем не так» в бравурной каватине Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини, у второго – «не совсем так» в арии Ренато из третьего акта «Бала-маскарада» Верди, крепком белькантовом орешке для всех баритонов. Что ж: все мы – живые ведь люди, и от неудач не застрахован никто…
На брифинге жюри для прессы отмечалось, что многие конкурсанты берутся не за свой репертуар. И яркий пример этого – блекло спетая тенором Ма Цзя ария Калафа из третьего акта «Турандот» Пуччини: явно лирическому голосу певца с малообъемной эмиссией эта партия однозначно противопоказана! Зато тенор Шота Чибиров, на прошлом конкурсе дойдя лишь до второго тура, а на этом блестяще выступив и на втором, и на третьем, сумел стать лауреатом, и особенно восхитило его феноменальное исполнение плача Федерико из «Арлезианки» Чилéа! Стóит порадоваться и за яркие успехи единственного контратенора на этом конкурсе, юного любимца публики Юрия Юшкевча, пленившего, прежде всего, в репертуаре барокко Вивальди и Глюка! В барочной музыке была великолепна и Диляра Идрисова – артистка довольно молодая, но уже хорошо известная. Да и вылазка певицы в романтический XIX век удалась на славу: на третьем туре в привычную ткань репертуара, традиционного для наших концертных залов, золотой нитью вплелась филиграннейшая интерпретация выходной арии Маргариты из «Гугенотов» Мейербера. И это был триумф!
Довольно сильное впечатление второго тура от сопрано Нэли Гафиятуллиной финал конкурса, увы, снизил, а тройка сопрано – Джульетта Алексанян, Ксения Галицкая и Анастасия Донец – под оркестр выступила не столь удачно, как на втором туре: откровений не было. Но больше всех, исполняя арию Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова, оробела перед Большим залом и оркестром сопрано Любовь Медведева, а ведь на втором туре она прелестно исполнила и миниатюру Бизе «Открой свое сердце», и арию Оскара из «Бала-маскарада» Верди! Что ж: певица еще так юна, и она лишь в сáмом начале большого пути, но ее премия «Дебют» – всё же не аванс на будущее, а вполне заслуженная награда за первые достижения именно на этом конкурсе.
Так что будем ждать новых ярких открытий, ведь делать их и есть главная задача любого конкурсного состязания…