Фестиваль искусств «Русская зима» завершился 14 января в Большом зале консерватории концертом абонементного цикла «Памятные даты сезона», посвященным 95-летию со дня рождения Давида Ойстраха. В качестве солиста выступил один из наиболее известных учеников великого русского скрипача Виктор Пикайзен. Академический симфонический оркестр Московской филармонии в этот вечер играл под управлением Томаса Зандерлинга, которого у нас хорошо знают и любят. И дело тут отнюдь не в ностальгических чувствах, которые пробуждает у россиян старшего и среднего поколений имя его отца, Курта Зандерлинга, давно превратившееся в легенду. Зандерлинг-сын — фигура вполне самостоятельная, не нуждающаяся ни в каких подпорках.
Томаса Зандерлинга вряд ли можно причислить к плеяде выдающихся дирижеров. Признанный мастер, он выступал со многими из лучших мировых оркестров, но звезд с неба не хватал, занимая в табели о рангах относительно скромное место. Однако при всем при том он, безусловно, настоящий, прирожденный дирижер. Харизма Зандерлинга не столь сильна, как у некоторых коллег, но все же она есть, позволяя ему быть чем-то большим, нежели просто крепким профессионалом. Он не из когорты тех немногих избранных, кому дано открывать в знакомой всем музыке неведомые пласты; его трактовки, как правило, достаточно традиционны, но при этом могут по-настоящему захватывать, тем более что энергетики маэстро не занимать. Именно так произошло в этот вечер с Четвертой симфонией Брамса.
На первый план у Зандерлинга вышло здесь бетховенское, «героическое» начало, что имеет за собой давнюю исполнительскую традицию, хотя сегодня, быть может, актуальнее подход к Брамсу как прежде всего романтику. Тем не менее трактовка Зандерлинга была убедительна от начала до конца, а трагический финал прозвучал с редким эмоциональным накалом. Оркестр Московской филармонии старался изо всех сил и играл в целом весьма достойно, хоть и не без помарок.
Однако в смысле стройности и чистоты интонации все же лучше был исполнен Скрипичный концерт Бетховена. Зандерлинг буквально с первых аккордов добился от музыкантов настоящего «бетховенского» звука. Я бы даже сказал, что в соревновании солиста и оркестра, каковым по определению является любой инструментальный концерт, победителем нередко оказывался именно оркестр. Не в том смысле, что подавлял солиста — вовсе нет. Просто у оркестра в большей мере ощущалось живое дыхание музыки, тогда как трактовка солиста казалась подчас довольно рутинной.
Впрочем, играл Виктор Пикайзен очень даже достойно, как и подобает столь опытному мастеру. А несколько архаичный стиль исполнения (примерно так играли у нас Бетховена лет 30 — 40 назад) вполне можно рассматривать в русле преемственности традиций. И все-таки за последние десятилетия в исполнительском искусстве многое изменилось, и Бетховена сегодня чувствуют и играют несколько иначе. Оркестр, ведомый рукой Зандерлинга, как раз и привносил в исполнение ту свежую струю, которой так не хватало в игре солиста.
На Томаса Зандерлинга сегодня в России большой спрос. Только в нынешнем сезоне он успел продирижировать вагнеровского «Лоэнгрина» в Мариинском театре и выступить с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, принять участие в фестивале в Новосибирске, а в столице выступить с РНО и с оркестром Московской филармонии. Будучи рожден, а отчасти и воспитан в России, он более чем кто-либо из солидных западных дирижеров расположен к постоянному сотрудничеству с нашей страной. И это уже само по себе дорогого стоит, особенно учитывая, что немалая часть российских дирижеров предпочитает работать отнюдь не с отечественными оркестрами. Кстати, в Первопрестольной Зандерлинг имеет теперь и официальный пост — главного приглашенного дирижера Национального филармонического оркестра России Владимира Спивакова. Впрочем, за пультом НФОР он еще не появлялся. Если же припомнить, с каким количеством наших оркестров Зандерлинг уже выступал, наименование этой его должности вполне могло бы звучать короче: главный приглашенный дирижер России.
Дмитрий Морозов