Доктор Геррит Вольт: «Оперирование певца — это мой концерт»

Доктор Геррит Вольт

Голос — основной инструмент любого певца и иногда этот иструмент выходит из строя и его нужно «чинить». Вот уже более пятнадцати лет известный в Европе и за её пределами фониатр доктор Геррит Вольт успешно проводит лечение и операции в своём фонохирургическом центре с двумя филиалами в Берлине и Вене. (Если вы хотите получить больше информации о его работе с вокалистами, посетите страницу «Операция на голосовых связках у певцов» на сайте клиники.) Мы обратились к доктору Вольту с просьбой поделиться опытом и рассказать о своей профессиональной деятельности.

— Уважаемый доктор Вольт, вы работаете с известными профессионалами вокального искусства и обладаете, несомненно, огромным опытом. Какие качества должны быть у врача, чтобы оказать действенную помощь артисту?

— Фониатр — это специфический врач и он должен соответствовать особым требованиям. Такой врач является не только практикующим хирургом, необходимо, чтобы он имел единую схему работы с вокалистами. Естественно, он должен быть высококвалифицированным отоларингологом, но кроме того необходим опыт в проведении оперативных вмешательств для улучшения голосообразования, что мы называем фонохирургией. Это минимальные требования. Ещё более важную роль играет понимание особенностей певческого голоса. Хороший фониатр музыкален, может аккомпанировать вокалисту, имеет многолетний опыт в преподавании вокала и, желательно, певческий опыт.

— Что вы думаете о лечении вокалистов в клинике с командой специалистов?

— Я не могу порекомендовать такую форму лечения, прежде всего, деятелям вокального искусства. Мне сложно представить, что фонохирург обращается к специалистам без медицинского образования, например логопедам или преподавателям, с вопросами о качестве голоса пациента. В таком случае, кто из них будет нести ответственность? Я считаю, что врач-фониатр должен быть не только компетентным хирургом, но в то же время вокалистом и педагогом. Да, не всем это дано, но тут уже ничего не поделаешь!

— Доктор Вольт, расскажите, пожалуйста, о секрете вашего успеха.

— Думаю, что успех состоит из профессиональных качеств и личной заинтересованности. Пациенты видят мою страсть к пению, мой энтузиазм. Меня невероятно увлекает всё, что касается певческого голоса, и я постоянно развиваюсь в профессиональном плане. Это придаёт мне уверенность и приносит радость. В течение последних пятнадцати лет своей деятельности я занимался разработкой специальной техники звуковой хирургии, применимой именно для певческого голоса. Чтобы голос был мягким и многогранным я использую реконструктивный метод, чтобы установить подходящую вибрацию голосовых связок. Этот метод разработан мной лично и благодаря многолетней практике могу с уверенностью сказать, что он работает. Для восстановления после операции я также использую собственную технику фонопедических упражнений. Тем не менее это не единственный «метод», применимый ко всем. Я использую индивидуальный подход к каждому вокалисту, что гарантирует отличный долгосрочный результат.

— Что означает для вас работа с артистом вокального жанра?

— Я всегда говорю, что оперирование певца — это мой концерт. Сначала я тщательно готовлюсь, потом с огромным воодушевлением я его «пою» и после хорошо проведённого выступления выражаю благодарность: возможность вернуть заболевшему артисту его голос я рассматриваю как подарок. Работу с певцами я воспринимаю как творчество, но в то же время нельзя забывать об огромной ответственности. Я обязан различать все тонкости и нюансы голоса каждого пациента, ведь его голос — это музыкальный инструмент, которому я придаю форму и настраиваю звучание. Я убеждён, что развить это умение можно только путём многолетних занятий пением и их нельзя заменить никаким количеством операций или многочисленными научными работами.

— Операцию на гортани в медицинской литературе часто называют «рутинным» вмешательством. Что вы скажете об оперировании вокалистов?

— Я не могу назвать лечение певца «рутиной», ведь решение подвергнуться хирургическому вмешательству может оказаться основополагающим для его дальнейшей карьеры. Перед возможной операцией нужно брать во внимание все риски и учитывать опасения вокалиста. Как я уже говорил, оперирование голосовых связок такого пациента — это творчество, можно даже сказать — создание произведения искусства, и фонохирург обязан это понимать. В этом случае нельзя говорить о рутинном вмешательстве, потому что мы работаем с вокальным инструментом певца, создаём его звучание. Я думаю, тот, кто говорит о рутине, не понимает всей сути данной ювелирной работы.

— На ваш взгляд, при выборе хирурга нужно ли ориентироваться на количество проведённых им операций? И если позволите вопрос... Скольких певцов вы уже прооперировали?

— За все 20 лет моей профессиональной деятельности я провёл около тысячи операций у вокалистов. Если брать во внимание, что хирургические вмешательства на голосовых связках у артистов достаточно редки, то это большое число. Так как я специализируюсь на лечении певческого голоса, конечно, у меня достаточно пациентов-певцов.

Однако должен сказать, что количество операций не является для меня первостепенным, здесь мы говорим о качестве, которое имеет больше веса, чем количество. Естественно, фонохирург обязан быть профессионалом своего дела, но вот оперирование вокалистов требует дополнительных умений. Певец-хирург должен находится в так называемом «творческом резонансе» со своим пациентом, человеком искусства, на протяжении всего периода лечения. Он сам должен стать человеком искусства. Может быть, моё утверждение покажется кому-то далёким от реальности, но я абсолютно в нём уверен. Это то, как я работаю день за днём.

— Что вы имеете в виду, когда говорите о «творческом резонансе»?

— Я говорю об особом подходе к каждому пациенту. При подготовке к операции необходимо собрать историю болезни, проанализировать все возможности лечения. Но кроме того нужно быть чутким и сопереживающим, понимать, как сопоставляет себя артист со своим главным инструментом — голосом. Каждый такой инструмент индивидуален и иногда даже мельчайшие нюансы имеют значение. Фониатр может распознать их только с помощью собственного опыта. Во время операции ему необходимо провести филигранную работу по восстановлению утраченных во время болезни оригинальных для каждого голоса свойств. Что я делаю во время оперативного вмешательства — включаю свой внутренний музыкальный слух, то есть сосредотачиваюсь на уникальной личности певца, качествах его голоса и проникаю в его «внутренний вибрационный диапазон». Этот образ нужно мысленно осознать и прочувствовать, как можно повлиять на качество звучания голоса. Признаюсь, что именно этот мой внутренний голос я считаю своим лучшим советчиком.

— Доктор Вольт, что вы можете пожелать певцам?

— Каждому певцу необходимо осознать, что, кроме очевидных таланта и опыта, необходимо обладать также одним особым качеством — смирением. Успехом управляет «воля, данная свыше», и она нам не подвластна. С этим нужно смириться.

Беседу вел Клауспетер Кошйельни

реклама