Концерт «Вивальди-оркестра» под управлением Светланы Безродной
Заметным событием завершившегося фестиваля «Московские звезды» стало выступление «Вивальди-оркестра» под управлением Светланы Безродной. И вот почему. Этот концерт был своего рода презентацией пятого по счету Альбома «Золотой коллекции» Сбербанка России, составленной из записей «Вивальди-оркестра». Это был впечатляющий итог их творческого и делового сотрудничества, развивающего лучшие традиции российского меценатства.
Альбом, состоящий из четырех дисков с записью музыки П.И.Чайковского, был задуман как «музыкальное приношение» трехсотлетию Петербурга, города, с которым неразрывно связана судьба великого композитора, города, который он всем сердцем любил. Создатели этого музыкального проекта попытались представить широчайший спектр творчества Чайковского, обратившись к произведениям разных жанров — опере и балету, камерно-инструментальной и фортепианной музыке, интерпретировав их средствами струнного оркестра с добавлением духовых и ударных инструментов.
Давно ушла в прошлое полемика о правомерности транскрипций произведений разных жанров. Мы все чаще наблюдаем, как тесно становится исполнителям в рамках сложившегося репертуара, как хочется прикоснуться к шедеврам мировой музыкальной культуры, созданным в самых разных жанровых сферах. Процесс этот возник не сегодня, споры не прекращаются, а критерием по-прежнему служит бережность отношения к оригиналу.
Итак, насколько убедительными были оркестровые транскрипции «Вивальди-оркестра», прозвучавшие в этот вечер?
В начале программы слушатели познакомились с Первым струнным квартетом в оркестровой версии С.Безродной, сочинением удивительно светлым по гамме чувств, строю образности, песенно-романсовым по стилю. Четыре голоса струнных, на редкость естественно «распетые» четырьмя оркестровыми группами струнного оркестра, сохранили прозрачность тембровых красок, тонкость нюансов, рельефность фраз квартетного оригинала. (Здесь нельзя не высказать комплименты приглашенным духовикам.)
Прозвучавшая затем ярко и убедительно сюита из «Лебединого озера» высветила знакомые с детства эпизоды этого балета, передав тонкую лирику и открытую эмоциональность музыки Чайковского.
Программа второго отделения концерта была построена по принципу контрастов. На одном полюсе — «Детский альбом» — фортепианные пьесы в переложении для струнных К.Мостраса, на другом — одно из совершеннейших творений композитора — опера «Пиковая дама» (версия С.Безродной, транскрипции О.Полымского). Слушая «Детский альбом» Чайковского, понимаешь всю заманчивость его оркестрового решения, к тому же подобного рода опыт совсем не единичен. Трактовка «Детского альбома» подкупила зримой образностью, тонкостью красок, изяществом деталей и форм.
Наверное, наиболее спорным в программе могло показаться обращение к «Пиковой даме», «музыкальной повести», как ее называет автор оркестровой версии Светлана Безродная, ставшей в то же время наиболее впечатляющим фрагментом концерта. Бесспорно, транскрипция оперы, тем более такой, как «Пиковая дама», для струнных, колоколов, рояля, клавесина, и привычный звуковой баланс, в известной мере теряет масштабность симфонического решения оригинала. Но в данном, конкретном случае С.Безродной удалось сохранить главное — бережное отношение к музыкальному тексту, соотношению образов и драматических коллизий, драматургии целого. Листая с нескрываемым интересом страницы этой «музыкальной повести», опирающиеся на узловые моменты действия, мы заново переживаем трагическую историю любви Лизы и Германа, роковую игру человеческих страстей.
Наталья Зив