Авангардная экспозиция Прокофьева-младшего
В весеннем Лондоне в рамках Прокофьевского фестиваля (в эти дня британцы отмечают пятидесятилетие со дня смерти величайшего русского композитора) в одной из национальных галерей открылась выставка младшего сына Сергея Прокофьева — Олега. У нас в России это имя известно в основном специалистам, поскольку жизнь художника и скульптора оказалась почти поровну поделена между Россией и Западной Европой. Родился он в Париже (в 1928-м), а умер в Лондоне (в 1998-м). И хотя тридцать пять лет своей жизни Прокофьев-младший прожил в Москве, современники его не принимали: он был чужд законам соцреализма. Создавал метафорические абстракции, совершенно не доступные (и по-вражески чуждые) советскому уму. Теперь же эти работы являются украшением собрания Третьяковской галереи.
Власти относились к нему на редкость сносно: Олег Прокофьев никогда не сидел, никуда не высылался. И даже мог продолжать рисовать — и складывать в «ящик» свои удивительные работы. Первой их оценила его будущая жена, английский искусствовед Камилла Грей. Приехав в Россию изучать отечественный авангард, она потом издала на Западе книгу «Русский эксперимент: 1863 — 1922», где рассказала миру и о властных устоях Страны Советов, и о загубленном местном искусстве. Советские чиновники отомстили возлюбленной и Прокофьеву очень по-нашему. По-советски: Камилла и Олег не могли увидеться целых шесть лет. Потом они все-таки поженились, но два года спустя Камилла Грей умерла. А Прокофьев остался в Европе и до конца своих дней жил в Лондоне. Здесь и пришло признание. Его яркие абстракции, не прижившиеся на родине, в Европе оказались не просто ко двору — они утвердили иное «авторское» искусство. Прокофьев дал ему свое название: «органический конструктивизм» — термин, нынче хорошо знакомый западной публике и специалистам.
Художник едва успевал открывать новые выставки, постоянно ездил по миру. И все время работал. Много сил потратил на изучение и популяризацию наследия своего отца. И при этом всегда говорил: «Я русский человек». Как и его отец, тот тоже всегда был русским, несмотря на то что в Европе уже давно принято воспринимать художника как гражданина мира!
В лондонскую экспозицию Олега Прокофьева войдут его живопись и скульптура, созданные в период 60 — 90-х годов.
Артур Зайцев