К 60-летию Такеши Китано — едва ли не самого значительного японского режиссера последнего десятилетия — нам покажут его «Куклы» («Культура», 18 января, 23.55. Япония, 2002. В ролях: Михо Канно, Хидетоши Нишидзима, Тацуя Михаши). «Кровавый» Китано («Брат якудзы», «Фейерверк») на этот раз обратился к пьесам Монзаемона Шикаматсу и снял очень оригинальное, грустное, удивительно красочное, поэтично-философское кино. Картина состоит из четырех новелл о любви, задействованы все четыре времени года. Нам рассказывают о юноше, который, решив жениться по расчету, внезапно прозрел и теперь пытается искупить свою вину перед возлюбленной, потерявшей от горя рассудок. О слепом парне, сохраняющем преданность поп-звезде, утратившей популярность после несчастного случая. О женщине, которая по субботам приносит в парк ланч для возлюбленного, исчезнувшего сорок лет назад. О крутом гангстере, который через много лет решил все-таки вернуться к возлюбленной. Обычно Китано сам играет в своих фильмах главную или ключевую роль. Здесь же он не стал отвлекаться: «Мне хотелось примерить новое амплуа — „кукловода“ и декоратора. И я был слишком занят подбором открыточных пейзажей, своей работой за камерой. То, что нам удалось детально снять вишни в белопенном цвету и как лето оборачивается багряной осенью, для меня сравнимо с получением всех возможных призов на всех возможных фестивалях».
Заслуживают внимания еще два фильма канала «Культура». Джек Леммон достойно представлен в психологической драме Боба Кларка «Чествование» («Культура», 19 января, 20.55. Канада, 1980), где его работа была отмечена призом на МКФ в Западном Берлине и призом Канадской киноакадемии. В основу картины легла пьеса Бернарда Слэйда (он же написал сценарий). Леммон играет Скотти Темплтона, который узнает, что смертельно болен. К нему приезжают бывшая жена Мэгги (Ли Ремик) и сын Джад (Робби Бенсон). Они по-разному реагируют на страшный диагноз. Но важнее всего, как к этому отнесся сам Темплтон: он хочет уйти весело — так, как прожил всю жизнь. И действительно, так ли все ужасно?.. Если «Чествование» — традиционное кино, то «Ной — белая ворона» («Культура», 21 января, 22.30. Исландия — Германия — Великобритания — Дания, 2003. Режиссер Дагур Кари. В ролях: Томас Лемаркис, Тростур Лео Гуннарссон, Эллин Хансдоттир, Анна Фридриксдоттир), представленный в авторском цикле Кирилла Разлогова, — типично артхаусная продукция. Действие происходит в отгороженной от мира горами исландской деревушке, где живет 17-летний Ной — парень симпатичный и добрый, но весьма и весьма странный. Ной мечтает сбежать из этой ледяной тюрьмы вместе с Айрис, городской девушкой, работающей на местной автозаправке...
Высокими художественными достоинствами выделяется «Выбор Софи» («ТВ Центр», 18 января, 0.35 США, 1982. Режиссер Алан Пакула. В ролях: Мерил Стрип, Кевин Клайн, Питер Макникол, Рита Кэрин) — знаменитая экранизация знаменитого романа Уильяма Стайрона. Стинго (Макникол), молодой человек, начинающий писатель, летом 1947 года приезжает в Нью-Йорк, чтобы издать свою книгу. Здесь он встречает странную пару — полячку Софи (Стрип), бывшую узницу концлагеря, пытающуюся после ужасов войны начать новую жизнь в Америке, и полусумасшедшего еврея-биолога Натана (Клайн), с которым ее связывают нежные, но сложные, порой мучительные чувства. Стинго влюбляется в Софи, не подозревая о тяжелой душевной травме, которую она перенесла. В концлагере нацисты заставили ее сделать выбор: одного из своих двоих детей она должна была оставить жить, а другого отправить на смерть в газовую камеру... Картина примечательна прежде всего выдающейся актерской работой Мерил Стрип, удостоенной премий «Оскар» и «Золотой глобус», и работой оператора Нестора Альмендреса.
И еще одна экранизация: «Венецианский купец» («ТВ Центр», 19 января, 0.40. США — Италия — Люксембург — Великобритания, 2004). Майкл Рэдфорд постарался максимально следовать букве и духу одноименной шекспировской пьесы. Она переводилась на язык кино более двадцати раз, но эта экранизация, пожалуй, лучшая. Предоставляя актерам максимум возможностей для проникновения в глубины характеров своих персонажей, режиссер вместе с тем счастливо избежал даже малейших проявлений театральщины. Вполне и вполне убедителен Джозеф Файнс в роли молодого торговца Бассанио. Чтобы добиться руки знатной красавицы Портии (Линн Коллинз), нужна огромная сумма, и он просит деньги у своего старшего друга Антонио (Джереми Айронс). Чтобы выручить юношу, Антонио, питающий к Бассанио не только отеческие чувства, обращается к богатому ростовщику Шейлоку (едва ли не лучшая роль Аль Пачино за последнее десятилетие). Тот деньги дает, но ставит условие: в случае просрочки погашения долга Антонио должен будет отдать ему фунт собственной плоти...
Израильских фильмов мало, они зачастую не имеют ни художественной, ни коммерческой ценности, и потому израильское кино — редкий гость на российском ТВ. «Земля обетованная» (РЕН ТВ, 21 января, 1.00. Израиль — Великобритания — Франция, 2004. Режиссер Амос Гитаи. В ролях: Розамунд Пайк, Диана Беспечны, Ханна Шигулла, Анн Парийо, Катя Драбкина) относится к немногим исключениям. Амосу Гитаи удалось, рассказывая в приключенчески-триллерском ключе драматическую историю мытарств своих героев, не только выписать психологически убедительные их портреты, но и показать ту сторону жизни своей страны, которая нам совершенно неизвестна. Итак, группу молодых женщин из восточноевропейских стран тайно переправляют на Ближний Восток, где они должны будут заниматься проституцией в борделе «Земля обетованная». Кто-то из них покорно принимает удары судьбы, кто-то плачет и опять же смиряется, кто-то пытается просить о помощи, когда выпадает случай. Но только помочь девушкам никто не хочет. И не может...
Стоит посмотреть и «Свидетельские показания» (РЕН ТВ, 15 января, 2.00. США — Канада — Англия — Франция, 2003. В ролях: Майкл Кейн, Тилда Суинтон, Шарлотта Рэмплинг, Элан Бэйтс, Джереми Нортэм) — относительно свежую работу голливудского классика Нормана Джуисона («Армейская история», «В разгар ночи», «Скрипач на крыше», «Иисус Христос — суперзвезда», «Очарованные луной»). После Второй мировой войны Пьер Броссар (Майкл Кейн) был объявлен военным преступником. Однако он не предстал перед судом и тихо-мирно коротал дни своей жизни под крылом католической церкви. Спустя много лет нашелся человек, который признал в Броссаре нацистского палача. И Пьер стал центром мишени сразу для двух преследующих его организаций: с одной стороны, на него собирали материал полицейские следователи, а с другой — охотились наемные убийцы. Кто первым доберется до Броссара?.. Нельзя сказать, что Джуисон достиг прежних высот, в принципе, он повторил то, что до него было сказано, и значительно лучше, но сделана картина на достаточно высоком профессиональном уровне и смотрится с интересом.
Геннадий Белостоцкий