Реквием оптимистический

Александр Раскатов в Амстердаме

Александр Раскатов

Когда во второй половине XIX века шестеро голландских предпринимателей соединили свои финансовые усилия и построили Концертный дом, теперь известный во всем мире как амстердамский Концертгебау, никто не мог предположить, что он станет одним из самых знаменитых концертных залов мира. Из своего рода «музыкальной провинции» уже век спустя Голландия и прежде всего Амстердам превратились в крупнейший музыкальный центр Европы. В Большом и Малом залах Концертгебау выступают лучшие музыканты мира — признанные знаменитости и талантливые дебютанты.

Внимательно изучив афишу, мы остановились на концерте «Шенберг ансамбля» — коллектива, основанного в 1947 году его бессменным руководителем и дирижером, страстным пропагандистом и знатоком новой музыки Рейнбертом де Леувом. В программе вечера в окружении сочинений классиков XX века Д. Лигети и О. Мессиана была анонсирована мировая премьера сочинения нашего соотечественника Александра Раскатова, композитора, имя которого сегодня приобретает все большую известность в Европе. Его произведения исполняют именитые музыканты, в том числе Ю. Башмет и Г. Кремер, камерные и симфонические оркестры заказывают ему сочинения, его музыка издается и записывается на компакт-диски.

Воспитанник Московской консерватории, музыкант, обладающий значительными художественными возможностями, он живет и работает сегодня в немецком городе Гейдельберге, сохраняя близкие творческие контакты с Россией и российскими музыкантами. Важным событием в судьбе композитора стала престижнейшая премия Пасхального Зальцбургского фестиваля 1998 года, полученная из рук знаменитого Клаудио Аббадо. За последнее время им были написаны десятки сочинений, премьеры которых состоялись в разных городах Европы. Мы стали свидетелями одной из них.

«The Last Freedom» («Последняя свобода») — так названо его новое сочинение, напоминающее по жанру реквием. Написанное для хора и оркестра, оно прозвучало в блистательном исполнении «Шенберг ансамбля», «Аско ансамбля» и хоровой капеллы Амстердама. Идея сочинения, законченного прошлым летом, идея глубоко личностная (по словам автора, «это попытка через собственное ощущение потерь и приобретений найти смысл жизни»), после событий 11 сентября 2001 года невольно конкретизировалась, обрела трагическую объемность.

В сочинении, как и в судьбе самого А. Раскатова, сплелись традиции разных культур. Автор попытался объединить в одно музыкальное целое атрибуты разных религий: католической, иудейской и православной, переплавляя их в единый образ Жизни и Смерти. Через краткие поэтические связки-фрагменты «Русско-немецкого Реквиема» Дмитрия Пригова (назовем их интермеццо или «отстранения») композитор ведет свое скорбное повествование, удивительно личностное и исповедальное. Весь арсенал художественных средств (в том числе и необычность инструментальных красок) лишен какой бы то ни было внешней декларативности — вся музыка прочувствована и осмыслена.

Сочинение было выслушано переполненным залом Концертгебау в какой-то особой тишине, с затаенным вниманием. А по его завершении мы стали свидетелями огромного успеха нашего соотечественника и прекрасных голландских музыкантов во главе с Рейнбертом де Леувом, и овации вставшего двухтысячного зала стали самым лучшим тому подтверждением.

Евгений Баранкин, Наталья Зив

реклама