На фестивальной карте России отныне одной «горячей» точкой стало больше — в Музее-усадьбе Сергея Рахманинова, что в Тамбовской области, в селе Ивановка Уваровского района, с 15 по 21 июня проходит Рахманиновский фестиваль Российского национального оркестра.
Инициатором его проведения выступил Михаил Плетнев — давний друг Ивановки. Именно его стараниями и, кажется, по мановению волшебной — или просто дирижерской — палочки, не в пресыщенных кипучей культурной жизнью столичных концертных залах, а в самой настоящей российской глубинке, буквально в чистом поле каждый год будет отныне проходить международный фестиваль музыки Сергея Рахманинова — именно в тех местах, где были задуманы, созданы или доработаны едва ли не три четверти всего творческого наследия композитора.
Объясняя свою идею — на первый взгляд, авантюрную, поскольку в Ивановке, расположенной в 600 км от Москвы и в 140 — от Тамбова, нет ни концертного зала, ни гостиницы, ни даже регулярного транспортного сообщения, — Михаил Плетнев говорит:
«Не побывав там, можно сказать, что Рахманинова, по сути, не знаешь. Но это и есть русская культура».
Посему первый пилотный фестиваль было решено провести в формате open-air, не откладывая дела в долгий ящик и невзирая на все очевидные трудности этой затеи. Благо, 2014-й год был объявлен Годом Культуры в РФ, и, по подспудной мысли организаторов фестиваля, это могло бы как-то подтолкнуть на государственном уровне процесс создания подобающей инфраструктуры в Ивановке, куда, по образному выражению Плетнева, «как в Мекку, люди устремляются круглый год на встречу с прекрасным».
А пока все организационные и финансовые затраты взял на себя Фонд Михаила Плетнёва — и вот
15 июня в благословенных рахманиновских местах высадился могучий творческий десант в полторы сотни человек:
Российский национальный оркестр, хор Академии хорового искусства имени Виктора Попова, именитые солисты.
Сцена была взята напрокат в Липецке и установлена на лужайке между флигелем и школой, и даже рояль сюда привезли личный плетневский Kawai. Публика, съезжавшаяся в Ивановку не только со всей Тамбовщины, но и из многочисленных соседних регионов, плотно заполнила собой и импровизированный «зал» под открытым небом на тысячу мест, и все близлежащие скамейки и беседки, а те, кому не хватило места, слушали концерт и вовсе стоя.
Пожалуй, единственное, что могло помешать празднику, — это капризы погоды (прогнозы были весьма неутешительны — ливень, гроза и чуть ли не штормовое предупреждение), но даже природа, кажется, была укрощена всепобеждающей силой искусства: дождь, начинаясь несколько раз словно по обязанности, тут же из деликатности прекращался…
Первое отделение открыла российская премьера «Тарантеллы» в оркестровке Вазгена Вартаняна — он же занял и место за роялем.
Этому молодому солисту не откажешь в техничности и темпераменте, так что с первых же аккордов стало ясно: старт новому музыкальному форуму дан — и дан весьма энергично. Однако публика, конечно, ждала знаменитого Второго концерта для фортепиано с оркестром.
Трактовка, предложенная Вартаняном, могла бы произвести впечатление экстравагантности, если не эксцентричности, из-за довольно прихотливого распределения темпов, но как короля играет свита, так и здесь предельно гибкий и чуткий оркестр и знаменитое умение Плетнева идеально сбалансировать целое дали в итоге картину гармоничную, но при этом яркую, волнующую, берущую за живое, чему доказательством стал не только предсказуемый восторг слушателей, но и несмолкаемый многоголосый птичий хор, сопровождавший исполнение Концерта, в особенности его третьей части, не зря носящей подзаголовок «Праздник жизни».
Подлинным же открытием фестиваля стала представленная во втором отделении опера «Алеко»,
написанная Рахманиновым в качестве дипломной работы буквально на одном дыхании, за две с половиной недели, — и принесшая своему автору «Большую золотую медаль». По свидетельству очевидцев, Чайковский на премьере аплодировал так горячо, что едва не выпал из ложи…
Не оставила равнодушными опера и любителей музыки, собравшихся этим прохладным летним вечером в Ивановке. Удачное акустическое решение пространства, придуманное Плетневым, и ювелирный кастинг солистов (Алеко — Дмитрий Орлов, Земфира — Анастасия Кикоть, Молодой цыган — Игорь Морозов, Старый цыган — Олег Диденко) позволили слушателям оценить по достоинству тончайшие нюансы звучания оркестра, по праву называемого лучшим российским симфоническим коллективом, отменную слаженность вокальных ансамблей — и от всей души посопереживать драматическим перипетиям пушкинского сюжета про любовь и кровь в одном отдельно взятом таборе.
В афише столь внушительно начавшегося музыкального форума нашлось место и камерному вечеру
с участием звезд РНО Алексея Бруни, Александра Готгельфа и Леонида Огринчука, и программе романсов в исполнении приглашенной солистки Большого театра Ульяны Алексюк.
Завершится же фестиваль событием, которое истинным меломанам пропускать просто не рекомендуется: на сцену, чтобы исполнить легендарный Третий концерт, поднимется ещё один верный друг и благодетель Ивановки — Николай Луганский, а место за дирижерским пультом РНО вновь займет Михаил Плетнев. А это значит, что, каков бы ни был прогноз синоптиков на 21 июня по Тамбовской области, шквала эмоций у слушателей практически не избежать.
Фото: Эдуард Левин, Ирина Шымчак