Вокал оперный — один из жанров вокального искусства (наряду с камерным вокалом), объединяющий в себе пение с драматическим действием и театральным представлением. Как и в вокальном искусстве в целом, в оперном вокале различают три основных типа (и, соответственнно, манеры исполнения) — певучий стиль (кантилена), декламационный, близкий к интонациям речи (см. речитатив), и колоратурное пение (см. колоратура). По существу, все развитие оперного жанра (см. опера), его национальные, исторические и стилистические разновидности, во многом характеризуются именно соотношением этих 3-х типов пения. Так, например, в итальянской оперной школе 18 в. очевидно господство колоратурного стиля, дальнейшее развитие бельканто в 19 в. характеризуется более гармоничным сочетанием певучего, кантиленного пения с колоратурой. Последующее развитие оперного искусства привело к усилению декламационно-речитативного начала в опере, хотя это и происходило в разных национальных школах по совершенно различным причинам и приводило к разному результату. Еще одним важным аспектом оперного вокала является развитие профессионализма в певческом искусстве, приведшего к формированию в 18 в. национальных вокальных школ. Именно жанр оперы, как сугубо светский жанр музыкального искусства, способствовал появлению профессионального певца, «имеющего имя» в отличие от «безымянного» участника религиозно-литургического действа. Здесь певческое искусство не является исключением в ряду других искусств (живописи, архитектуры и т. п.). Проследить со всей полнотой и глубиной историю развития оперного вокала трудно, поскольку, как и все другие исполнительские искусства, пение не оставляет в истории (как та же архитектура) памятников. Лишь после изобретения звукозаписи (в начале 20 в.) положение кардинально изменилось, и потомки уже смогут узнать, как в действительности пели выдающиеся мастера вокала начала 20 столетия.
Ведущей вокальной школой в течение четырех веков была итальянская. Ее развитие неотделимо от эволюции искусства оперы, родоначальницей которой также является Италия. Первые оперы (начиная с «Дафны» Пери, 1597) ставились в интимной, камерной атмосфере, зачастую в их постановке и исполнении участвовали сами авторы (например, Каччини, см. Флорентийская камерата), а также певцы-любители. В начале 18 в. сложился ряд вокальных школ, среди них наиболее значительны: неаполитанская, болонская, венецианская, которыми руководили известные композиторы и вокалисты: Н. Порпора (1686-1768), Ф. Пистокки (1659-1726), Ф. Гаспарини (1668-1727) и др. В эту эпоху в Италии господствовали певцы-кастраты, они исполняли мужские партии, а зачастую и женские. Наибольшую известность получили А. Бернакки (1685-1756), Сенезино, Г. Кафарелли (1710-1783), Г. Пакьяротти (1740-1821), Фаринелли и др. Среди других крупных мастеров — исполнители опер-сериа певицы Бордони, Куццони, Тези, певцы А. Амореволи (1716-1798), Джакомо Давид (глава семейства певцов), среди ведущих исполнителей опер-буффа М. Аллегранти (1750-1802), Стораче. В начале 19 в. кастраты постепенно уступают место тенорам, что явилось подлинной революцией в оперном пении. Важнейшую роль в этом процессе сыграли крупный испанский певец и педагог М. Гарсиа-старший и великий Россини. С тех пор тенор становится ведущим голосом на итальянской сцене. История итальянского оперного вокала 19 в. богата выдающимися именами: певицы Альбони, Д. Грассини (1773-1850), сестры Гризи, Каталани, Кольбран, Б. Маркизио, Патти, Паста, Э. Фреццолини (1818-1884) и ряд др., певцы Баттистини, Джованни Давид, Котоньи, Лаблаш, Марио, Ноццари, Рубини, Станьо, Таманьо, Тамберлик, Тамбурини и многие др. В 20 в. Италия дала миру таких прославленных мастеров оперной сцены, как Гобби, Дель Монако, Ди Стефано, Карузо, Корелли, Паваротти, Скипа, Сьепи и др., среди выдающихся певиц Беллинчони, Галли-Курчи, Канилья, Даль Монте, Оливеро, Скотто, Симионато, Тебальди, Френи и мн. др. В последнее время выдвинулись молодые исполнители, среди них Бартоли (меццо-сопрано), Газдиа (сопрано), Бартолини (тенор), Пратико (бас-баритон), М. Пертуси (бас).
Остальные европейские школы пения сформировались несколько позднее, чем итальянская, и под ее влиянием, хотя, безусловно, обладают национальным своеобразием. Так, французская школа, в отличие от итальянской (с ее опорой на традиции бельканто), более тяготеет к декламационной манере. Немецкая традиция сильнее связана, с одной стороны, с камерным пением, очень развитым в Германии (о чем говорят знаменитые немецкие Lieder), с др. стороны, на нее оказало огромное влияние творчество Вагнера. Английская оперно-вокальная традиция характеризуется повышенным вниманием к драматической выразительности пения, что естественно для страны, где театральное искусство и литература являются ведущими в ряду др. искусств. Эти страны дали миру ряд выдающихся певцов. Во Франции это: М. С. Арну (1740-1802) — блестящая исполнительница партий в операх Глюка; Ж.-Б. Мартен (1768-1837), много лет певший в «Опера Комик»; ведущие певцы 19 в. — Нурри, Дюпре, Малибран, Виардо-Гарсиа, Галли-Марье, П. Плансон (1854-1914); 20 в. — Журне, Я. Понс, Тиль, Дюваль, Блан, Креспен и др. Среди немецких оперных вокалистов 19 в. такие выдающиеся певцы, как Шрёдер-Девриент, Зонтаг, исполнители вагнеровского репертуара Ф. Бец(1835-1900) и А. Ниман (1831-1917); 20 в. — П. Гофман, Шварцкопф, Неман, Фишер-Дискау, Виндгассен, Людвиг; среди певцов более молодого поколения: Ерузалем, Брендль, Мейер и многие др. Зарождение английской национальной вокальной школы относится ко 2-й половине 18 в. Ее ведущими представителями являлись певица Э. Биллингтон (1765-1818), певцы Ч. Инклдон (1763-1826), Д. Брагам (1774-1856). В 19 в. на оперной сцене блистали М. Пептон (1802-1864), которая была 1-й исполнителем в Англии партий Сюзанны, Реции в Обероне Вебера; Новелла, Ч. Сэнтли (1834-1922); в 20 в. — певицы А. Николе (1877-1959), Тернер, Вивиен, Джонс. М. Прайс, Ферриер, Бейкер; певцы Пирс, Тир, Эванс и др.
Кроме вышеупомянутых крупнейших школ, в других странах Европы и в США также постепенно сформировались свои традиции в развитии оперного пения. Так, Испания дала миру таких, выдающихся оперных артистов, как семейство Гарсии, Кольбран, Супервиа, Лос-Анхелес, Кабалье, Доминго, Каррерас и ряд др.; Греция — Каллас, Бальтса; Швеция — Ж. Линд, Б. Нильсон, Ю. Бьёрлинга, Гедду. В 20 в. большую популярность приобрела опера в США. Достаточно сказать, что в послевоенные годы в Америке по радио каждое воскресенье транслировались спектакли из Метрополитен Опера. Этот театр стал одним из самых престижных в мире. Такое отношение к опере давало свои плоды. В Америке появилась целая плеяда замечательных оперных певцов, как уроженцев самих США, так и выходцев из других стран. Достаточно назвать имена певиц — М. Андерсон, Бамбри, Норман, Л. Прайс, Хорн, фон Штаде; певцов — Меррилл, Тиббет, Такер, Милнс, Рэми, чтобы стали ясны масштабы американской школы. В последние годы на американском небосклоне появились новые звезды: певицы Д. Андерсон, Флеминг, Грейвз, певцы Лейке, Хэмпсон и др.
География оперного вокала очень широка. В ряде стран Восточной Европы в 20 в. появились крупные мастера оперной сцены. Это Даркле, Варади в Румынии; Христов, Гяуров, Кабаиванска, Димитрова, Казарова в Болгарии; Ифогюн, Мартон в Венгрии; Дермота, Миланова, Липовшек в Югославии. Нельзя не упомянуть о выдающейся польской семье певцов Решке (кон. 19-нач. 20 в.), их соотечественнице Зембрих; о чешских мастерах сцены Дестиновой, Бенячковой, Дворском, о финской школе басов (Борг, Тальвела, Салминен), датских певцах Мельхиоре, Росвенге. Крупные мастера оперного пения появились в Австралии и Новой Зеландии (Мелба, Сазерленд, Те Канава), Южной Америке (например, бразильянка Б. Сайян, перуанец Альва, аргентинец X. Кура), Азии (турчанка Генчер, кореянка Йо), Африке (Й. Бота из ЮАР) и многие др.
В России отечественная школа оперного вокала начала складываться во 2-й половине 18 в.. После появления при дворе Анны Иоановны первой итальянской оперной труппы п/у Apaйи (1735) и приглашения в Россию крупных итальянских композиторов Галуппи, Паизиелло, искусство оперы стало завоевывать популярность у публики. Важной вехой стало появление отечественных трупп и постановка оперы «Цефал и Прокрис» на русский текст А. Сумарокова в 1775. Первыми оперными певцами были М. Полторацкий, Г. Марцинкевич, Е. Белоградская и др. В 1780 в Москве появляется 1-й платный публичный Петровский театр, в Петербурге с 1783 начинаются регулярные представления в помещении Большого театра (здесь были поставлены первые русские оперы, пели выдающиеся певцы Воробьев, Злов, Сандунова). Возникают также частные антрепризы и крепостные театры (графа Н. П. Шереметева и др.), откуда вышел ряд талантливых крепостных артистов, в т.ч. знаменитая Жемчугова. Дальнейшее развитие русской школы оперного вокала связано преимущественно с Большим театром в Москве и Мариинским театром в Петербурге. Среди наиболее выдающихся певцов 19 в.: О. Петров, Бантышев, П. А. и П. П. Булаховы, Леонова, Н. К. Иванов, Ф. Стравинский, Платонова, Хохлов, М. и Н. Фигнер, Славина и др. В начале 20 в. русская оперная школа получила мировую известность во многом благодаря «Русским сезонам». Выдающимися певцами этого периода были Ершов, Нежданова, Собинов, Липковская, Черкасская и, наконец, гениальный Шаляпин. Ряд известных певцов выступали в Московской частной русской опере, оперном театре Зимина.
В советскую эпоху замечательные традиции русского вокала были с успехом продолжены в творчестве Барсовой, Лемешева, Держинской, М. Степановой, Козловского, И. Петрова, Рейзена, А. Пирогова и ряда др. В послевоенные годы выдвинулись Вишневская, Архипова, Олейниченко, Образцова, Нестеренко, Мазурок, Милашкина, Атлантов, Касрашвили и др. Среди блиставших на отечественной оперной сцене в те годы артистов были также представители бывших советских республик, в т. ч. Грузии (Анджапаридзе, Соткилава), Литвы (Норейка), Эстонии (Отс), Молдавии (Биешу), Украины (Гмыря, Руденко) и т. д. И сегодня на сценах ведущих театров (Большой театр, Мариинский театр) поет много талантливых мастеров. В Большом театре — Таращенко, Маторин; в Мариинском театре — Горчакова, Галузин, Путилин. Многие представители советской школы вокала работают с успехом за рубежом в ведущих оперных театрах Европы, Америки. Среди них: Шемчук, Калинина, Раутио, Гулегина, Ларин, Лейферкус, Хворостовский, Чернов, Бурчуладзе, Я. Тамар и др.
Е. Цодоков