Осетинская музыка

Категории словаря

Осетинская музыка

Народная музыка осетин развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды муз. фольклора сложились в пору общинно-родового строя, мн. из них сохранились до наших дней (в т. ч. песни о мифологич. божествах, отображающие языческие верования).

Песня о Таймуразе Кадзыреве. Запись от Гуриева из г. Орджоникидзе.

Осет. песни разнообразны по содержанию и жанрам, по манере исполнения и средствам выразительности: трудовые и обрядовые (охотничьи, врачевальные, похоронные причитания, «цоппай» — песни с пляской вокруг поражённого молнией и др.), бытовые (свадебные, колыбельные, застольные, шуточные, плясовые, детские и др.). Особо популярны песни о героях, погибших в неравной борьбе, и нартовские сказания (из нац. эпоса «Нарты»). Для большинства песен (за исключением детских, колыбельных, лирич. и эпич. сказаний) характерна сольно-хоровая традиция исполнения, при к-рой солист или солисты поочерёдно поют осн. мелодию, тогда как остальные участники (независимо от их количества) ведут менее самостоят. мелодию на гласных звуках. Возгласы, вставные фразы переходят из песни в песню. Партия солиста — эмоционально насыщенный, патетически взволнованный, мелодически развитый речитатив широкого звукового диапазона, отличающийся свободной метроритмич. организацией, варьируемой от строфы к строфе. Нартовские сказания и песни балладного типа (их общее название — кадаг) исполняются сказителем соло под собств. аккомпанемент на струнно-щипковом инструменте дыуадастаноне или смычковом киссын-фандыре.

Осет. нар. музыка диатонична в основе, однако ладовая организация мн. песен сложна в силу того, что на протяжении песенной строфы происходит неоднократная смена ладовых устоев.

Среди нац. инструментов: струнно-щипковые — дыуадастанон (12-струнная арфа) и дала-фандыр; струнно-смычковый киссын- фан-дыр; духовые — уадындз (свирель), лалымуа-дындз (волынка), фи-диуаг (духовой инструмент из бычьего рога), единств. традиц. Удар. инструмент — карцганаг (трещотка), ныне используется и бубен. В сер. 19 в. широкую популярность в Осетии приобрела диатоническая клавишная гармоника — ирон кандзал-фандыр. Народные инструменты распространены как в традиционных формах, так и в реконструированных. Все они используются в сольной, ансамблевой и оркестровой исполнительской практике. Инструментальная музыка представлена преим. танц. наигрышами: массовый танец — симд; парные — хонга-кафт (кабардинка) и тымбыл-кафт (лезгинка); сольный танец — рог-кафт. Каждый танц. наигрыш носит название танца, который он сопровождает, иногда с добавлением названия местности, где он был создан. Инстр. наигрыши отличаются стабильностью метрики (2/4, реже 6/8), частым использованием синкоп и триолей, чёткостью композиц. структуры. Ритмич. вариантность повторов, секвенционность — осн. принципы мелодич. развития осет. нар. музыки.

Муз. жизнь дореволюц. Осетии была связана с самодеят. иск-вом, представители к-рого постоянно выступали на нар. празднествах. Популярностью пользовались нар. сказители, певцы и инструменталисты. Среди них — Бибо Дзугутов, Иналдыко Каллагов, Дабег Гатуев, Заурбек Туаев, Хасако Дзампаев, Гаха Сланов, Батчери Каргиев, Кайсын Мерденов. Известные совр. нар. сказители — Арсамаг Цопанов, Знаур Бидеев, Дрис Таутиев; певцы — Г. Плиев, Е. Дзедзаев, Д. Касабиев, Э. Кокоев; гармонисты — С. Ревазова, Б. Газданов и др.

Собирание и запись муз. фольклора были начаты в кон. 19 в. (С. И. Танеев, M. M. Ипполитов-Иванов, Д. И. Аракишвили), затем продолжены в кон. 20-х и особенно в 30-х гг. 20 в. П. Б. Мамуловым, В. И. Долидзе, Б. А. Галаевым, Т. Я. Кокойти, Е. А. Колесниковым. В 1948 опубликован сб. «Осетинский музыкальный фольклор», в 1964 — «Осетинские народные песни», собранные Б. А. Галаевым.

После Великой Oкт. социалистич. революции зарождается проф. муз. культура. В первые годы Сов. власти (1924–26) во Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе) работала Горская нар. консерватория. С 1932 при Северо-Осетинском радиокомитете был создан оркестр нар. инструментов.

В 1920-е гг. появляются хор. обработки нар. героич. песен, сделанные П. Б. Мамуловым, оркестровые миниатюры В. И. Долидзе («Осетинская лезгинка», «Танец приглашения» — «Хонга-кафт» и др.). В 1931 Долидзе начал работать над оперой «Замира» (не оконч.) на основе нар. легенд «Чермен» и «Замира».

В 1930-е гг. композиторы работали преим. в области мелких вок. форм иинстр. пьес. 2-я пол. 30-х гг. была ознаменована значит. событиями в культурной жизни республики. В 1935 был открыт первый нац. драм. т-р. В 1938 из числа лучших участников художеств. самодеятельности создаётся коллектив Сев.-Осет. ансамбля песни и танца, в 1939 — Сев.-Осет. отделение Союза сов. композиторов.

Бурный рост нац. муз. культуры начался после окончания Великой Отечеств. войны 1941–45 и особенно в 50-60-е гг. Открылись муз. школы (св. 10), муз. уч-ще, муз.-пед. уч-ще. В 1944 создан Сев.-Осет. гос. симф. оркестр; в разные годы им руководили дирижёры В. Б. Дударова, В. В. Горшков, И. А. Аркин, П. А. Ядых. Важными событиями стали преобразование драм. т-ра в муз.-драм. (1958) и открытие в 1972 Муз. т-ра.

Выросла творч. активность осет. композиторов. Появилось множество произведений различных жанров, в т. ч. крупной формы. Впервые в истории осет. музыки созданы муз. комедии и оперы. В творчестве Д. С. Хаханова ведущее место занимают инстр. (скр. концерт, концерт для нац. гармоники с симф. оркестром, 2 симфонии), а также балетная музыка (по мотивам нац. легенд — балеты «Ацамаз и Агунда», «Хетаг»), музыка к спектаклям. Т. Я. Кокойти — автор первой осет. симфонии, фп. фантазии «Азау» и др., А. Я. Кокойти — автор симф. танцев (в т. ч. «Симды фаз»), рапсодии для скрипки с оркестром, камерных произв. и хоров. В творчестве X. С. Плиева главное место заняли массовые и эстр. песни и особенно муз. комедия; он автор оперетт «Весенняя песня», «Три друга», «Жених сбежал», оперы «Коста». Разносторонне творчество И. Г. Габараева — симф. поэма к 250-летию Ленинграда, симф. сюита «В горах Осетии», 3 рапсодии для оркестра, 2 симфонии, вок. циклы песен на стихи поэтов Азии и Африки, на стихи Р. Гамзатова, на стихи узников концлагеря Заксенхаузена и др. И. Г. Габараев — автор опер «Азау» (по мотивам новеллы С. Гадиева) и «Оллана» (по рассказу «Святой Ила с горы Тбау» В. Икскуля), вок.-симф. поэмы «Человеку» (на стихи Ш. Муасса). Успешно работают композиторы младшего поколения — Р. К. Цорионти, Т. Хосроев, Е. Кулаев, Ф. Алборов и др.

Значит. вклад в осет. проф. музыку внесли рус. композиторы Н. А. Карницкая, Е. А. Колесников, A. A. Поляниченко. В разные годы осет. муз. фольклор использовали рус. композиторы Н. Я. Мясковский (23-я симфония), В. К. Сорокин (оперетта «Непослушная дочь»), Б. М. Терентьев (оперетта «Камень счастья»), А. Н. Соколов-Камин (кантата на сл. К. Л. Хетагурова «Поёт народ», орк. сюита «В горах Осетии»), К. Я. Доминчен (муз. пьесы для оркестра нар. инструментов Сев.-Осет. радиовещания).

Среди осет. музыковедов — З. X. Туаева, К. Г. Цхурбаева, П. Ф. Панасян; хоровых дирижёров — З. А. Дзуццати, А. Т. Ачеев; певцов — засл. арт. РСФСР Т. А. Тогоева, Е. Кулаев, М. Католиева, нар. арт. Сев.-Осет. АССР Ф. С. Суанов, Д. Н. Белаонова, А. В. Хасиева, засл. арт. Сев.-Осет. АССР Ю. А. Бацазов, Н. В. Кокаева, В. К. Дзуцев, З. М. Калманова.

Большое значение для развития нац. муз. культуры имели Недели (1954, 1958) и Декада (1960) осетинской лит-ры и иск-ва в Москве. В Сев. Осетии работают (1978): Муз. т-р, Филармония (с 1945), симф. оркестр, ансамбль песни «Алан» (с 1966), Хоровое об-во (с 1959), уч-ще иск-в, муз.-пед. уч-ще (Орджоникидзе), 11 детских муз. школ.

Литература: Мамулов П. В., Осетинская народная музыка, «Изв. Осетинского НИИ краеведения», 1925, вып. 1; Осетинская народная песня, «Музыкальное образование», 1928, No 6; Аракчиев Д., Народное музыкальное творчество Юго-Осетии, «На рубеже Востока», 1929, No 1; Цхурбаева К., Северо-Осетинская АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957, с. 247–62; её же, Некоторые особенности осетинской народной музыки, Орджоникидзе, 1959; её же, Творчество композиторов Осетии, Орджоникидзе, 1960; её же, Ритмический склад осетинских героических песен, «Изв. Юго-Осетинского НИИ», 1962; вып. 11; её же, Об осетинских героических песнях, Орджоникидзе, 1965; её же, О напевах осетинских нартовских сказаний, в кн.: Сказания о нартах — эпос народов Кавказа, М., 1969; её же, Северо-Осетинская АССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 4, М., 1973; Долидзе В. И., Осетинская народная музыка, «Изв. Северо-Осетинского НИИ», 1960, т. 22, вып. 2.

К. Г. Цхурбаева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Элевация Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Кубинская музыка Национальные культуры
Смычок Музыкальные инструменты
Квадрофония Термины и понятия
Берлин музыкальный Национальные культуры
Диатоника Теория музыки
Секстоль Теория музыки
Примадонна Опера, вокал, пение
Танеев Сергей Биографии
Sforzando, сфорцандо Термины и понятия
Маэстро Термины и понятия

Реклама