Колоратура (итал. coloratura, букв. — украшение, от лат. coloro — окрашиваю, приукрашиваю) — виртуозные, технически трудные пассажи и мелизмы в вокальной партии (см. Орнаментика). К. находила применение уже в ср. века в многоголосных вок. сочинениях (мотеты, мадригалы, шансон, фобурдоны и др.). При этом само название «колоратура» вошло в обиход не сразу; первоначально как вок., так и инстр. мелодич. украшения назывались flores (лат. — цветы) и diminution (франц., букв. — размельчение; см. Диминуция), применялись и др. названия (итал. fioretti, passagi, gorgia, испан. glosas). Название diminution связано с практикой дробления осн. тонов мелодии на группы более мелких нот. Такое дробление производилось певцами и инструменталистами по своему усмотрению. Постепенно выработались определённые формы К. для разл. рода мелодич. оборотов, к-рые приводились в учебных руководствах того времени. Широкое применение К. затрудняло восприятие музыки и мешало её доходчивости, поэтому в 16 в. были установлены ограничения использования К. в басовом голосе, к-рый должен был оставаться прочным фундаментом муз. ткани; в каждом отрывке вводили К. по преимуществу только в одном из голосов. Вплоть до 17 в. не проводилось строгого разграничения вок. и инстр. мелодич. украшений.
Наиболее широко К. применялась в сольных вок. номерах оперы, т. е. прежде всего в арии. Важнейшее значение К. приобрела в итал. опере 17–19 вв. Уже в сер. 17 в. она стала составной частью итал. арии. К. располагалась преим. в конце каждого из разделов арии и состояла из трелей, охватывающих широкий диапазон пассажей, больших скачков, секвенцирования разл. мотивов и т. п. К. включалась во все оперные партии — от партий певцов-кастратов и высоких женских голосов до партий басов-буфф. Хотя ещё в нач. 17 в. нек-рые композиторы сами выписывали колоратуры в нотах («Смерть Орфея» Ланди, 1619), обычно певцы импровизировали колоратуры и сверх предусмотренных автором музыки. У итал. композиторов и певцов К. нередко утрачивала выразит. значение и превращалась в самоцель, в средство демонстрации технич. возможностей певца. Однако в лучших образцах итал. оперы применение К. является внутренне оправданным, служит характеристике героев и их переживаний (оперы Дж. Россини, Дж. Верди).
Во франц. опере, где музыка, как правило, тесно связана с метром текста, К. нашла ограниченное применение и использовалась гл. обр. в связи со спец. задачами («Лакме»). В нем. опере К. приобретает существенное значение лишь в отд. сочинениях («Волшебная флейта»; «Оберон» Вебера). В течение длительного времени композиторы избегали применять К. Это было связано с влиянием художеств. концепции Р. Вагнера, осудившего К. как элемент «недраматический». Лишь в 20 в. в творчестве Р. Штрауса, возродившего нек-рые оперные формы 18 в., К. вновь становится важным выразит. средством («Ариадна на Наксосе»). Она встречается и в нек-рых оперных сочинениях представителей новых художеств. течений 20 в. («Лулу» А. Берга). Прекрасные образцы глубоко оправданного и осмысленного использования К. имеются в рус. операх («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» Глинки, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок» Римского-Корсакова).
В сов. музыке качественно новую трактовку К. получила в концерте для колоратурного сопрано с оркестром Р. М. Глиэра. Здесь она связана с песенно-романсовыми интонациями, в ее орнаментальных узорах претворены черты иск-ва народов Востока, где встречаются своеобразные формы К. (напр., у армянских и азербайджанских ашугов).
В связи с практикой применения К. сформировалось понятие «колоратурных голосов», т. е. голосов, способных легко и свободно исполнять всевозможные мелодич. украшения (колоратурное сопрано). В 18 в. в качестве исполнителей колоратурных партий славились итал. певцы-кастраты Карестини и Фаринелли, певица Фаустина Вордони-Хассе и др., в 19 в. — Аделина Патти. В Сов. Союзе известность получили А. В. Нежданова, Е. А. Степанова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская, Д. Я. Пантофель-Нечецкая, Г. Н. Гаспарян, Б. А. Руденко и др.
Литература: Goldschmidt H., Die italienische Gesangsmethodedes 17 Jahrhunderts, Breslau, 1890, 1892, его же, Die Lehre von der vokalen Ornamentik, Bd 1, Charlottenburg, 1907, Kuhn M., Die Verzierungskunst in der Gesangmusik der 16 und 17. Jahrh., Beiheft 7 der Publikationen der Internationalen Musik-Gesellschaft, Lpz., 1902, Medicus L., Die Koloratur in der italienischen Oper des 19. Jahrhunderts, Z., 1939 (Diss.); Hausswald G., Instrumentale Zuge im Belcanto des 18. Jahrhunderts, Kongress-Bericht, Bamberg, 1953, Wolfl H. Chr., Die Gesangsimprovisation der Barockzeit, там же.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Виртуозные пассажи и мелизмы (украшения) в пении. В опере колоратура применялась наиболее широко в 17–19 вв., прежде всего, в итал. школе бельканто. Хотя иногда комп. выписывали все пассажи в партитуре, певцы часто предпочитали импровизировать сверх написанного автором. Нередко эти колоратуры утрачивали худ. значение, превращаясь в самоцель. Наиболее характерные и лучшие образцы колоратурных партий можно найти в соч. Россини, Доницетти, Беллини, отчасти Верди (на ранних этапах его тв-ва). Во франц. и нем. школах, где большее значение имело декламационно-речитативное начало, колоратура встречается реже (напр., партия Лакме в одноим. оп., партия Царицы ночи) и выполняет специфические художественные задачи авт. Колоратурные партии встречаются и в рус. оп. (Руслан и Людмила, Золотой петушок и др.). Развитие оп. в конце 19 в. и нач. 20 в. (во мн. проходившее под влиянием Вагнера, не признававшего колоратуру) привело к почти полному исчезновению колоратуры. Однако в тв-ве Р. Штрауса, особенно в соч., где он использует элементы стилизации, вновь появляется колоратура как худ. прием (партия Зербинетты в «Ариадне на Наксосе»). Колоратурные партии исп. преим. соп. и меццо (хотя в оп. 17–18 вв. колоратура применялась даже в партиях басов-буффа). Среди наиболее выдающихся певиц, мастеров колоратуры, в 19 в. Патти, Курц; в 20 в. Штрайх, Сазерленд (сопрано); Супервиа, Хорн, Бартоли (меццо, преим. в оп. Россини) и мн. др.
Е. Цодоков
Поищите однокоренные слова, и вы придете к слову «колорит», которое, как вы знаете, означает окраску. От латинского корня color (цвет) происходит и итальянское слово coloratura, буквально означающее «украшение».
Украшения в музыке связываются с дополнительными мелодическими распевами. Они бывают разными, по-разному и называются. Колоратура — лишь один из видов украшений и относится только к вокалу, к вокальной музыке и вокальному исполнительству. Быстрые, технически сложные, виртуозные пассажи, характерные мелодические обороты, зрительно ассоциирующиеся с рисунком кружева, — все это и объединяется в понятие колоратуры. Исполнение такой музыки требует особой выучки, тренировки. Исполнение колоратур доступно любому голосу, независимо от его высоты, но чаще всего этой техникой владеют певицы с высокими голосами. Высокий, легкий, чрезвычайно подвижный голос называется колоратурным сопрано. Именно для такого голоса написаны партии Людмилы из «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки или Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Н. А. Римского-Корсакова.
М. Г. Рыцарева