Аллеманда (франц. allemande, букв. — немецкая; итал. allemanda, англ. almand, almain) — старинный танец. Время возникновения точно не установлено. Как бытовой и придв. танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 в.; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в др. европейских странах.
Музыкальный размер чётный, темп умеренный, мелодика плавная, закруглённая, начало без затакта. Обычно состояла из 2, иногда из 3–4 частей. Нередко соединялась с более быстрым 3-дольным танцем (трипль, куранта и др.). В Германии до начала 17 в. танец типа аллеманды именовался Deutscher Tantz, Tantz, Ballett, после 1609 название «аллеманда» стали применять и немецкие композиторы. В 17 в. аллеманда вошла в сольную (лютневую, клавирную и т. п.) и оркестровую сюиту в качестве 1-й части (иногда ей предшествовали «Sinfonia» или «Sonata»).
Постепенно утратила песенно-танцевальные черты, стала богато разработанной торжественной вступительной пьесой в медленном темпе, часто с затактом:
И. С. Бах. Аллеманда из 3-й «Английской сюиты» для клавира
При этом для немецкой аллеманды характерными стали полифонизированный склад, «хрупкая, серьёзная и хорошо разработанная гармония» (Маттезон), для французской аллеманды — орнаментика, свобода мелодического развёртывания, для итальянской аллеманды — гомофонный склад, напевность. В 30-е гг. 18 в. вышла из употребления.
Во 2-й пол. 18 в. под названием «аллеманда» распространился новый немецкий танец в размере ¾ и темпе быстрого вальса. Он появился вначале в Швабии, затем приобрёл популярность во Франции (Париж) и в Чехии.
Литература: Друскин М., Клавирная музыка..., Л., 1960.
И. А. Барсова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Аллеманда — старинный танец немецкого происхождения. Принадлежит к массовым «низким» беспрыжковым танцам — бассданс. Как бытовой и придворный танец появился в Англии, Франции и Нидерландах в сер. 16 в. Композиторы писали аллеманды в двудольном тактовом размере, обращая внимание главным образом на гармонию аккордов.
Современники считали, что в аллеманде «много музыки, но мало танца». Аллеманда состояла из салюта кавалера и реверанса дамы, затем самого танца — спокойных шагов (одинарные и двойные бранли), различных положений рук (дама, скрещивая руки, поддерживала платье спереди, левая рука кавалера — на эфесе шпаги). Танцующие двигались парами друг за другом до конца зала, делали поворот на месте (не разъединяя рук) и продолжали танец в обратном направлении.
К концу 16 в. аллеманда исчезла. Появившись снова под тем же названием во 2-й половине 18 в., приобрела более живой характер (муз. размер ¾).
И. С. Ивлиева
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.