Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis — гласный звук; звучащий, поющий) — произведение для пения без слов, на гласный звук (см. Вокализация). В большинстве случаев вокализ является этюдом или упражнением для развития вокальной техники, напр. приёмов исполнения legato, staccato, non legato, выработки кантилены (певучести) и подвижности голоса, выравнивания регистров и т. п. Обычно вокализы издаются сборниками для разл. голосов. Вокализы писали многие композиторы и вок. педагоги — Дж. Конконе, Дж. Агриле, Дж. M. Бордоньи, Г. Панофка, Ф. Дуранте, Дж. Россини, Л. Лео, Н. А. Цингарелли, Дж. Перголези, А. Скарлатти, М. И. Глинка, А. Е. Варламов.
Особой популярностью в вок.-педагогич. практике пользуются вокализы, созданные Конконе и Панофкой. В виде вокализа пишутся и пьесы для конц. исполнения («Вокализ» Рахманинова, «Вокализ в форме хабанеры» Равеля, «Соната-вокализ» и «Сюита-вокализ» Метнера, концерт для голоса с оркестром Глиэра, 5 мелодий без слов для голоса и фп. Прокофьева и др.).
И. Г. Лицвенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это — рассказ о чем-то очень дорогом и близком. Это «Вокализ» Рахманинова.
Слово вокализ происходит от латинского vocalis — звучащий, поющий. Так называют пьесы для голоса без слов. Кроме рахманиновского, известен вокализ М. Равеля, который имеет еще название «Хабанера», так как написан в характере этого танца. По существу вокализом является и такое крупное произведение, как Концерт для голоса с оркестром Р. Глиэра.
Есть у этого термина и более специальное значение. Так называются упражнения для голоса, необходимые для его развития и освоения различных технических приемов. Существуют целые сборники таких вокализов-упражнений. Их знают певцы, но на эстраде они никогда не исполняются.
Л. В. Михеева