Chamber and instrumental music
В творчестве Георга Фридриха Генделя главную роль играли жанры, связанные со словом – опера и оратория, и это оказывало немалое влияние на стиль его инструментальных творений. Композитор нередко использовал мелодии из своих вокальных произведений в музыке инструментальной, и наоборот – отдельные части сонат или фуги использовались в операх или ораториях. Но даже там, где нет подобных заимствований, параллели между вокальной и инструментальной генделевской музыкой остаются очевидными. Они проявляются в образном строе произведений, для которых характерна целеустремленная энергия и благородство лирики, в стремлении поручать мелодии инструменту, наиболее близкому по своему звучанию к человеческому голосу. Инструментальное творчество Генделя глубоко демократично – связь с бытовой музыкой проявляется в обилии песенных интонаций и танцевальных ритмов.
Гендель владел несколькими инструментами – скрипкой, клавесином, гобоем, органом. Еще в юности он проявлял большой интерес к духовым инструментам, создавая сонаты для флейты и basso continuo, для двух гобоев и basso continuo. Другой, не менее важной сферой композиторских интересов Генделя становится скрипичная музыка. Композитор создал множество произведений, раскрывающих богатство возможностей скрипки, например – пятнадцать сонат Op. 1 для скрипки или гобоя и basso continuo (выбор инструмента ad libitum соответствовал традициям эпохи барокко).
Гендель сыграл значительную роль в становлении сонатного жанра. Полифонические приемы развития своеобразно сочетаются с гомофонно-гармонически принципами, а некоторые элементы экспозиции предвосхищают классическое сонатное allegro. Стиль его сонат во многом определяется и общими тенденциями барочного искусства, и особенностями немецкой школы, но некоторые черты свидетельствуют о влиянии итальянской и французской музыки. Например, «шагающий» бас возник в рамках болонской школы, а пунктирный ритм – характерная черта французского письма. Но, несмотря на разнообразные влияния, стиль генделевских сонат глубоко индивидуален. Одна из характерных его черт – кантилена особого рода, стремящаяся к монолитности многоголосия.
Пятнадцать сонат для скрипки и basso continuo написаны в излюбленном складе Генделя – двухголосном (к сожалению, в позднейших изданиях фактура сонат нередко модернизировалась, что приводило к утрате своеобразия генделевских произведений). Большинство сонат имеет типичную для той эпохи четырехчастную структуру цикла. Первая часть имеет характер вступления, вторая выполняет главную роль в развертывании действия. Особое значение имеют третьи части – медленные, которые становятся драматургическими узлами, кульминациями сонатных циклов, к которым ведет развитие материала в первых двух частях. Столь важная роль третьих частей не вступает в противоречие с их лаконичностью.
Второй частью сонат – наиболее активной и действенной – как правило, становится фуга. Характерная черта барочных скрипичных сонат, в том числе и генделевских – наличие basso ostinato. У Генделя бас становится самостоятельным голосом в фугах, а при расшифровке basso continuo возникают гармоническая вертикаль – таким образом, полифоническое развитие идет на фоне функциональных ладовых связей. Особую роль играет доминантовая сфера – прообраз побочных партий сонатного allegro. К чертам, предвосхищающим эту форму, относятся и приемы тематического развития, которые использует Гендель в интермедиях.
Мелодии из сольных сонат часто использовались композитором в ораториях и операх. Обратный процесс имели место в трио-сонатах – Гендель брал музыкальный материал для них из вокальных творений, нередко без изменений. Девять трио-сонат Op. 2 имеют трехголосный склад, большинство из них являются четырехчастными. Но в генделевских трио-сонатах встречается и иная структура цикла – число частей варьируется от трех до семи, сонатный цикл приобретает черты сюиты.
Еще одна область камерно-инструментального творчества Георга Фридриха Генделя – сюиты для клавира. Многие из них близки к обычным для того времени сюитам танцевальным, но композитор редко придерживается традиционной последовательности – обычно он ограничивается двумя-тремя танцами, с которыми сочетаются импровизационные пьесы (фантазии или прелюдии), а также вариации и фугированные разделы. Пример такого произведения – Сюита № 7 соль минор, одна из наиболее известных сюит Генделя. Лишь три ее части – сарабанда, жига и пассакалия – типичны для сюитных циклов, к числу таковых нельзя отнести увертюру, andante и allegro. Однако нетрадиционные части (за исключением увертюры, вводящей в цикл) наделены чертами танцев: неторопливое движение в размере 4/4 в andante типично для аллеманды, а размер 3/8, в котором написано allegro – для куранты. Увертюра состоит из двух контрастных разделов – медленного, напоминающего оркестровое звучание мощной аккордовой фактурой, и быстрого, перекликающегося с героическими ариями.
Произведения Генделя для камерных ансамблей по времени создания и стилю разделяются на две большие группы.
Одна — это юношеские сочинения, где индивидуальность композитора еще не определилась; мы не будем их перечислять здесь. Заметим лишь, что еще с отроческих лет Гендель проявлял интерес к духовым инструментам. Мы уже встречаем здесь сонаты для двух гобоев и continuo, для флейты и continuo.
Другую группу составляют вполне зрелые и мастерские сочинения, написанные в Лондоне в 30-х и в начале 40-х годов. Сюда входят прежде всего пятнадцать сольных сонат op. 1 (большей частью в форме старинного четырехчастного цикла da chiesa) для скрипки или гобоя и basso continuo (В то время выбор инструмента ad libitum практиковался сплошь да рядом.). Около половины произведений этого сборника составляют и сейчас неотъемлемую часть скрипичного педагогического репертуара. Написанные в двухголосном складе, чрезвычайно любимом Генделем, они подверглись неоправданной модернизации в позднейших изданиях.
Нельзя не признать в этом первом opus'e сильного воздействия Корелли (сольные сонаты ор. 5).
Более органичны для генделевского индивидуального стиля трио-сонаты для двух скрипок (или гобоев или флейт) и basso continuo, вышедшие двумя сборниками: opus 2 (девять сонат) и opus 5 (семь сонат) (В русском переводе книги Ромена Роллана «Г. Гендель» под ор. 5 указано тридцать семь сонат. Эта опечатка не отмечена издательством.). Сонаты opus'a 2 написаны почти все в трехголосном складе и четырехчастной схеме da chiesa; в пятом же opus'e преобладают танцевально-сюитные циклы. Тематически трио-сонаты широко связаны с операми и ораториями тех лет. Особенно opus 2 богат пластически выразительными мелодиями:
При всех художественных достоинствах, соната не стала для Генделя, даже в чисто инструментальной области, тем жанровым центром, каким она была у Корелли или Доменнко Скарлатти: центральное место занял концерт.
К. Розеншильд