После создания Струнного квартета фа мажор и Струнного секстета ля мажор Николай Андреевич Римский-Корсаков вновь обращается к жанру струнного квартета в 1877 г. Он начинает работать над Квартетом на русские темы и даже завершает это произведение, но быть представленным на суд публики ему было не суждено.
По просьбе композитора скрипачи Леопольд Ауэр и Иван Пиккель, альтист Иероним Вейкман и виолончелист Карл Давыдов сыграли произведение во время репетиции квартетного собрания, однако одобрения музыкантов оно не удостоилось, да и сам автор разочаровался в результатах своего труда, усмотрев в сочинении «много недочетов». Квартет на русские темы не был ни исполнен, ни издан, но в 1888 г. Римский-Корсаков переработал три его части в Симфониетту, не использовав заключительную часть – фугу «В монастыре». Авторские пометки на рукописи позволяют предполагать, что Николай Андреевич имел намерение вернуться к этому произведению, но так и не сделал этого.
В последующие годы композитор не создает квартетов. Правда, в 1885 г. он написал для учеников Придворной певческой капеллы небольшую пьесу «Четыре вариации на хорал для струнного квартета», но ее создание было вызвано скорее служебными обязанностями, чем собственной творческой инициативой композитора, и большого интереса она не представляет. В 1886-1887 гг. Николай Андреевич принял участие в создании двух коллективных сочинений, и достаточно долго его интерес к струнному квартету этим ограничивался. Композитор вновь обращается к этому жанру в один из наиболее плодотворных периодов своей творческой жизни – в 1897 г., когда были написаны кантата «Свитезянка», опера «Моцарт и Сальери» и около пяти десятков романсов. Наряду с этими произведениями были созданы два камерных сочинения – Фортепианное трио и Струнный квартет соль мажор.
Подобно Первому квартету, во Втором Римский-Корсаков обратился к традиционному четырехчастному циклу.
В первой части – Allegro non troppo – уже в экспозиции становится очевидна центральная роль главной партии с ее энергичными, призывными интонациями: она неоднократно проводится в экспозиции, подвергаясь секвенционному развитию, а в репризе излагается в простой трехчастной форме. На ее материале строится заключительная партия. Важную роль играет главная партия и в разработке, появляясь во всех ее четырех разделах то целиком, то в виде отдельных элементов. В развитии музыкального материала используются отдельные полифонические приемы.
Во второй части – Largo – композитор использует форму строгих вариаций. Напевную тему сопровождает строгий аккомпанемент. В процессе вариационного развития она постепенно «расцвечивается» разнообразными украшениями. Примечательна третья вариация: скрипка и виолончель проводят тему параллельными децимами, но дублирование мелодии в нижнем голосе не всегда точно. Таким образом, в одном из голосов фактуры возникает новый мелодический вариант темы – это типично для русской народной подголосочной полифонии. Элементы подголосочной полифонии все больше насыщают фактуру, затем появляются имитации, и, наконец, применение полифонических приемов достигает апогея: шестая вариация – последняя – представляет собой четырехголосное фугато.
Часть третья – Molto moderato – написана в сложной трехчастной форме. Подзаголовок «alla polacca» указывает на ее жанровую природу. Ритм полонеза присутствует во всех разделах третьей части.
Четвертая часть – Allegretto – представляет собой традиционный финал: стремительный, построенный на жанрово-танцевальных интонациях. Квинтовые ходы баса напоминают о традициях народного инструментального музицирования.
Со слов членов семьи композитора известно, что Струнный квартет соль мажор был исполнен только один раз в домашней обстановке. Вероятно, это произошло на одном из музыкальных вечеров, организованных композитором. Василий Васильевич Ястребцев в своих «Воспоминаниях» упоминает о его исполнении на вечере, состоявшемся в марте 1901. Произведение показалось ему «милой и симпатичной музыкой», и он выражал сожаление, что композитор не намеревается его издавать – по свидетельству Ястребцева, определенную роль в таком решении сыграло то, что супруга композитора «не особенно благоволит» к этому произведению.
Очевидно, Римский-Корсаков и сам не считал Квартет своим значительным достижением – ни в письмах, ни в «Летописи моей музыкальной жизни» он подробно не останавливается на соль-мажорном Квартете. Так или иначе, публичного исполнения Квартета при жизни композитора не было, оно впервые состоялось в июне 1949 г. в Москве, его представил публике Квартет им. Н.А. Римского-Корсакова. Первая публикация состоялась в 1955 г. в составе полного собрания сочинений композитора.
• Камерно-инструментальное творчество →