The Fair at Sorochyntsi
Украинская музыкальная комедия Алексея Рябова в трёх действиях, четырёх картинах, по повести Н. В. Гоголя.
Либретто Л. Юхвида и М. Аваха.
Премьера состоялась в Харькове в 1936 году.
Действующие лица:
Солопий Черевик, крестьянин (бас); Парася, его дочь (сопрано); Хивря, ее мачеха (сопрано); Цыбуля, кум Черевика (бас или баритон); Мокрина, жена Цыбули (меццо-сопрано); Грицко, парубок (тенор), Афанасий Иванович, попович (тенор); Хвенько, цыган (баритон); Груня, его сестра (сопрано); сотский; толпа на ярмарке, парубки, девчата, цыгане и т. д.
Действие происходит в Сорочинцах под Полтавой в начале XIX века.
«Сорочинская ярмарка» — первая советская оперетта, созданная на материале классической литературы. В середине 30-х годов наш опереточный театр искал пути к воплощению положительной лирико-комедийной, а не только сатирической темы, и обращение к Гоголю оказалось плодотворным. Добрая улыбка автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», сочные народные типы, яркий национальный украинский колорит сюжета — все это было ново и неожиданно для оперетты.
Повесть «Сорочинская ярмарка» в свое время вдохновила Мусоргского на создание одноименной оперы. Но авторы оперетты исходили не из Мусоргского и вообще не из оперных традиций, а из традиций украинской музыкальной комедии (о чем свидетельствует и жанровый подзаголовок произведения). «Малороссийские повести» Гоголя вообще близки по духу украинскому театру и литературе. Действующие в них лица имеют много сходства с персонажами музыкальных комедий П. П. Котляревского и Г. Ф. Квитки-Основьяненко. Не случайно повести Гоголя «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Ночь перед рождеством», инсценированные известным украинским драматургом М. П. Старицким, с музыкой композитора Н. В. Лысенко заняли прочное место в национальном репертуаре украинского театра. Создавая опереточный вариант «Сорочинской ярмарки, Л. Юхвид и М. Авах воспользовались мотивами и других повестей Гоголя (так, эпизод с мешком, куда прячется попович, взят из повести «Ночь перед рождеством»).
Композитор Рябов в полном соответствии с жанром насытил произведение подлинными украинскими песнями, мелодический стиль которых определил характер всей музыкальной ткани. Его музыка «легка, органична для героев произведения, в то же время театральна, она хорошо иллюстрирует занятную интригу и убедительно оттеняет лирические ситуации, в которые попадают основные персонажи» (М. Янковский).
Первое действие
Первая картина. Жаркий летний полдень. По дороге в Сорочинцы тянется народ на ярмарку. Проходят парни и девушки с песней о хмеле «Надоело в хате жить, жить, жить...» Веселье омрачено слухами о том, что место, отведенное нынче для ярмарки, связано с нечистой силой. Казак Цыбуля рассказывает о писаре, которому вчера уже привиделась «страшная свиная рожа». Вбегает взволнованная Мокрина: цыганка Груня стащила у нее гуся. Та вынуждена вернуть свою добычу. Находчивый Хвенько приходит на помощь сестре. Хитря и балагуря, они отделываются от Цыбули с женой и запевают озорную цыганскую песню «Гей да, кони наши с бубенцами».
Появляется Солопий Черевик с женой и дочерью. В толпе парубков — Гриц. Он в восхищении от Параси, но имеет неосторожность отпустить нелестное словцо в адрес ее мачехи. В ответ Хивря обрушивает на его голову поток ругательств. Черевик пытается успокоить жену и уводит свое семейство.
Хвенько и Груня, заметив, что Парася произвела огромное впечатление на Грица, ободряют парубка, обещают ему помощь и поддержку. А Гриц влюбился не на шутку и выражает свое чувство в темпераментной арии-песне «Летала над степью голубка степная».
Цыбуля и Мокрина «гуляют» в шинке. Сюда же тайком от Хиври прокрадывается Черевик и неожиданно сталкивается с Парасей. Черевик смущен, но дочь обещает его не выдавать, тем более что и сама она ускользнула из-под бдительного ока мачехи в надежде увидеть Грицко. Парубок объясняется Парасе в любви. Голоса молодых людей сливаются в напевной музыке лирического дуэта.
Влюбленных окружают парубки, требуя у Грица «отступного» за девушку. Хвенько предлагает свои услуги, чтобы укротить Хиврю, а Гриц в благодарность обещает цыгану уступить своих волов. Черевик встречает у дверей шинка кума Цыбулю с Мокриной. Радость встречи нарушена грозным окриком Хиври, разыскивающей супруга. Сварливый нрав Хиври особенно заметен рядом с добродушием Мокрины и ее нежным отношением к Цыбуле. Возникает веселый квартет в характере гопака. Обе пары «обмениваются опытом» семейной жизни, после чего заходят в шинок.
Строптивая супруга Солопия оказывается, впрочем, и сама не без греха. У нее есть воздыхатель — попович Афанасий Иванович. Не решаясь войти в шинок, он вызывает Хиврю для разговора. Та назначает поповичу свидание на завтра в хате у Цыбули. Комический дуэт Афанасия с Хиврей начинается патетически, но быстро склоняется к ритму гопака и заканчивается танцем.
Финал первого действия. Возвращаются Гриц и Парася. Разгневанная мачеха набрасывается на девушку с угрозами, готова дать волю кулакам. Парася горюет о своей судьбе, ее утешают Гриц и сбежавшиеся на шум люди. Ансамбль с хором построен на мелодиях дуэта Параси и Грица.
Второе действие
Вторая картина. Сорочинская ярмарка в разгаре. Весело шумит разноголосая толпа. Все кричат одновременно, предлагая свой товар. У Мокрины с Цыбулей неприятность: у обоих вытащили деньги. «Нечистая сила крутит, — смекает Мокрина. — Быть беде». Раздается печальное пение: это заводят песню нищие слепцы-кобзари. С грустью прислушивается к ним Парася, подхватывая конец незамысловатой песни. Но долго грустить ей не приходится. Появляется Гриц и, пользуясь отсутствием Хиври, заводит с Черевиком речь о свадьбе. Солопию нравится парубок, оказавшийся к тому же сыном приятеля. «А что, дочка, какого я тебе жениха нашел!» — обращается он к Парасе и требует с жениха «могарыч» — традиционную чарку горилки.
Ярмарка продолжает жить своей жизнью. Цыгане во главе с Хвенько самозабвенно поют таборную песню и пляшут.
Возвращается подвыпивший Черевик. Расхрабрившись, поет песенку «А я жинки не боюся». Подошедшей Хивре сообщает, что нашел дочери славного жениха. Хивря узнает в женихе парубка, швырнувшего в нее грязью, и прогоняет его с глаз долой. Черевик расстроен. Обескуражен и Гриц своей неудачей. Между тем Хвенько уже придумал, как заставить Черевика с Хиврей отдать Парасю за Грица. В дело должна вмешаться... нечистая сила.
Третья картина. Вечер. Хивря, сказавшись больной, осталась одна в доме кума Цыбули. Разнежившись, она предается мечтам о встрече с поповичем. Лирическое томление в музыке ее арии сменяется задорным танцевальным напевом.
Парася и Грицко встретились вновь. Звучит нежный дуэт влюбленных на мелодию народной песни-романса «Выйдет месяц из-за тучи».
Хивря в хате в отсутствие хозяев и мужа угощает Афанасия Ивановича, пленившего ее сердце своей ученостью и витиеватыми комплиментами. Насытившись, Афанасий и Хивря поют любовные куплеты «Я амур ваш нежный».
Неожиданно раздается стук в дверь. Афанасий Иванович в панике прячется в мешок из-под угля. Входит Черевик: кум послал его за мешком. Но мешок оказывается живой, и Черевик в ужасе уходит. Вечерника возобновляется, но ее снова прерывает стук. Попович вынужден залезть на печь.
Входят Цыбуля, Мокрина, Черевик и гости. У всех на уме толки о появившихся на ярмарке лохмотьях «красной свитки». По просьбе ничего не ведающего Черевика Цыбуля рассказывает историю «красной свитки». Некогда эта свитка принадлежала черту, которого за какие-то грехи выгнали из пекла. Пропившись, он заложил свитку шинкарю, обещая вернуться за нею через год. Шинкарь, однако, не стал дожидаться и продал свитку проезжему пану. Тот же, увидев, что дело нечистое, порубил свитку топором на мелкие куски и разбросал их на том самом месте, где ныне стоит ярмарка. С тех пор черт ходит и подбирает здесь куски своей свитки.
Рассказ Цыбули производит сильное впечатление на подвыпивших слушателей. К тому же попович на печи неосторожно задевает ведро, а ветер гасит лампаду. К концу рассказа, когда нервы у всех напряжены, неожиданно распахивается окно, в него всовывается свиная морда, поводит глазами и говорит хриплым голосом: «А что вы тут делаете, добрые люди?» Хозяева и гости, объятые страхом, бросаются кто куда, спасаясь от нечистой силы.
Третье действие
Четвёртая картина. Парася и Грицко, пришедшие поутру к колодцу, вытаскивают оттуда... поповича. Афанасий Иванович уверяет, что побывал в руках нечистой силы, забравшей его верхнюю одежду, отчего он вынужден был скрываться в колодце. Теперь он хочет схорониться в огороде до прихода Хиври.
Черевик идет на ярмарку продавать кобылу и неожиданно обнаруживает, что вместо кобылы тащит за собой на ремешке кусок красной свитки. Солопий подымает крик. В общей суматохе его самого ловят и связывают как вора. С другой стороны ведут связанного Цыбулю, который тоже бежал куда глаза глядят, испугавшись красного лоскута. Подозреваемый в краже собственной кобылы, Черевик приуныл. Невесело и Цыбуле. Комически печален их дуэт. Из этого отчаянного положения друзей выручает Гриц. Он сообщает Черевику, что кобыла нашлась, а заодно и покупатель на нее. Обрадованный Солопий решает отдать дочь в жены «спасителю» — теперь уже окончательно и бесповоротно.
Хвенько, который ловко подстроил всю историю с красной свиткой, возвращает поповичу его одежду, взяв слово с Хиври, что та не будет препятствовать женитьбе Грица на Парасе.
Парася и Черевик, обрадованные счастливым исходом ярмарки, поют и танцуют. Появляются Цыбуля, Мокрина, Гриц с толпой молодежи. Черевик торжественно соединяет руки жениха и невесты. Беснующуюся от злости Хиврю запирают в доме. Гремит веселая музыка гопака. Собравшиеся пускаются в пляс.
Л. Михеева, А. Орелович