Piano Trio (A-dur)
История рождения Фортепианного трио ля мажор Иоганнеса Брамса окружена тайной. Учитывая самокритичность композитора, следует радоваться тому, что сегодня вообще можно услышать эту чарующую музыку. Она находилась у в коллекции немецкого музыковеда Эриха Пригера, коллекционировавшего манускрипты. Там и обнаружил ее в 1924 г. другой исследователь – соотечественник Пригера – Эрнст Бюкен.
Рукопись была лишена титульного листа, по этой причине имя автора оставалось неизвестным, и в следующем году оно было исполнено в рамках Четвертого Рейнского музыкального фестиваля как сочинение неизвестного композитора, но уже тогда было замечено, что в облике произведения присутствуют характерные черты стиля Брамса, в частности, отмечалось очевидное сходство с Фортепианным трио № 1 си мажор, завершенным в 1854 г. Это сочинение сходно с ним не только по музыкальному языку, но и по образному строю – оно исполнено такой же юношеской взволнованности чувств, однако форма Трио отличается классической стройностью. Характерна для Брамса и широта масштаба камерно-инструментального сочинения, и значительная роль мотивных связей в драматургии цикла. Фактура фортепианной партии напоминает не только о Фортепианном трио № 1, но и о брамсовских фортепианных сонатах.
Детальный анализ партитуры, произведенный Эрнстом Бюкеном и другими исследователями в последующие годы, подтвердил гипотезу об авторстве, и в 1938 г. Трио было опубликовано в Лейпциге издательством Брайткопфа и Гертеля именно как произведение Иоганнеса Брамса. Не все исследователи согласны с тем, что в вопросе об авторстве можно поставить точку – некоторые музыковеды полагают, что Трио может быть умелой и весьма совершенной стилизацией под Брамса. Однако подобные фальсификаторы, как правило, стараются имитировать зрелый стиль избранного композитора, в котором все характерные черты его музыкального языка предстают окончательно сформированными, а данное сочинение характерно для юношеского периода творчества Брамса. Наряду с типичными брамсовскими чертами в нем отчетливо ощущается влияние Роберта Шумана. Это позволило Эрнсту Бюкену высказать предположение относительно того, когда ля-мажорное Фортепианное трио могло быть написано. Музыковед полагает, что Брамс мог работать над ним летом 1853 г., когда Брамс немало времени уделил изучению творений Шумана. Кроме того, в это время композитор посетил Бонн, где и была обнаружена рукопись Трио.
Часть первая – Moderato – открывается задушевной главной партией, которая являет собой один из прекраснейших образцов брамсовской лирики, относящейся к раннему периоду творчества. Изложение ее начинает фортепиано. Весьма типичны для Брамса дублирования в терцию, «колышущийся» триольный аккомпанемент, аккордовый склад. В изложение темы вплетается проникновенное «пение» струнных. По мере развития она приобретает все более радостное настроение, становится приподнятой. Побочная партия тоже отличается напевностью и лиричностью, однако в нее вторгается тревожный мотив с пунктирным ритмом. Успокоение вносит заключительное построение с его «убаюкивающим» ритмом. Колорит омрачается в разработке благодаря господству минорного лада. Секвентное развитие, сопоставление контрастных эпизодов напоминает разработочные разделы шумановских произведений в сонатной форме. Реприза возвращает к светлому образному строю экспозиции.
Часть вторая – Vivace – фа-диез-минорное скерцо, исполненное тревоги. Такое эмоциональное состояние создается в первой теме стремительным движением триолей, синкопированным ритмом. Вторая тема более спокойна, но отличается сумрачным колоритом. Темы излагаются в разных тональностях, подобно тому, как бывает это в сонатной форме. Они чередуются, три раза сменяя друг друга. Обеим темам контрастирует трио с его светлой мелодией, излагаемой в си мажоре, и прозрачной фактурой. Драматизм и тревожные настроения возвращаются в репризе, но в нее вплетаются реминисценции музыкального материала трио, благодаря которым реприза приобретает более просветленный эмоциональный оттенок в сравнении с первым разделом.
Ре-мажорная третья часть – Lento – имеет двойную трехчастную форму. В основе ее – две темы, и обе они подвергаются варьированию при чередовании. Благородно простой и возвышенной первой теме противопоставляется вторая – более подвижная, с драматическим оттенком.
Финал – Presto – написан в сонатной форме. Главная партия выглядит предвосхищением образов Симфонии № 2 – это жанровая тема, исполненная веселья. Более камерным звучанием отличается первая тема побочной партии с ее изысканным ритмом. Вторая тема контрастирует ей своей элегичностью. В разработке получают развитие элементы главной партии. Их трансформация продолжается в коде, начинающейся меланхоличным звучанием, но завершающейся картиной ликования.
Камерно-инструментальное творчество Брамса →