Boris Tischenko
Высшее благо... есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам.
Р. Декарт
Б. Тищенко — один из видных советских композиторов послевоенного поколения. Он автор известных балетов «Ярославна», «Двенадцать»; сценических произведений на слова К. Чуковского: «Муха-цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище». Композитором написано большое количество крупных оркестровых произведений — 5 беспрограммных симфоний (в т. ч. на ст. М. Цветаевой), «Sinfonia robusta», симфония «Хроника блокады»; концерты для фортепиано, виолончели, скрипки, арфы; 5 струнных квартетов; 8 фортепианных сонат (в т. ч. Седьмая — с колоколами); 2 скрипичные сонаты и др. К области вокальной музыки Тищенко относятся Пять песен на ст. О. Дриза; Реквием для сопрано, тенора и оркестра на ст. А. Ахматовой; «Завещание» для сопрано, арфы и органа на ст. Н. Заболоцкого; кантата «Сад музыки» на ст. А. Кушнера. Им оркестрованы «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» Д. Шостаковича. Перу композитора принадлежит также музыка к кинофильмам «Суздаль», «Гибель Пушкина», «Игорь Саввович», к спектаклю «Собачье сердце».
Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию (1962-63), его учителями по композиции были В. Салманов, В. Волошин, О. Евлахов, в аспирантуре — Д. Шостакович, по фортепиано — А. Логовинский. Сейчас он сам профессор Ленинградской консерватории.
Тищенко сложился как композитор очень рано — в 18 лет написал Скрипичный концерт, в 20 — Второй квартет, вошедшие в число лучших его сочинений. В его творчестве наиболее рельефно выделились народно-старинная линия и линия современной эмоциональной экспрессии. По-новому освещая образы древнерусской истории и русского фольклора, композитор любуется колоритом архаики, стремится передать веками сложившееся народное миросозерцание (балет «Ярославна» — 1974, Третья симфония — 1966, части Второго (1959), Третьего квартетов (1970), Третьей фортепианной сонаты — 1965). Русская протяжная песня для Тищенко — и духовный, и эстетический идеал. Постижение глубинных пластов национальной культуры позволило композитору в Третьей симфонии создать новый тип музыкальной композиции — как бы «симфонию наигрышей»; где оркестровая ткань сплетается из реплик инструментов. Проникновенная музыка финала симфонии ассоциируется с образом стихотворения Н. Рубцова — «тихая моя родина». Примечательно, что древнее миросозерцание привлекло Тищенко также и в связи с культурой Востока, в частности благодаря изучению средневековой японской музыки «гагаку». Постигая специфические черты русского народного и древнего восточного миросозерцания, композитор выработал в своем стиле особый тип музыкального развития — медитативную статику, при которой изменения в характере музыки наступают очень медленно и постепенно (длительное соло виолончели в Первом виолончельном концерте — 1963).
В воплощении типичных для XX в. образов борьбы, преодоления, трагического гротеска, высшего духовного напряжения Тищенко выступает как продолжатель симфонических драм своего учителя Шостаковича. Особенно ярки в этом отношении Четвертая и Пятая симфонии (1974 и 1976).
Четвертая симфония чрезвычайно масштабна — она написана для 145 музыкантов и чтеца с микрофоном и имеет протяженность более полутора часов (т. е. целый симфонический концерт). Пятая симфония посвящена Шостаковичу и непосредственно продолжает образность его музыки — повелительные ораторские провозглашения, лихорадочные нагнетания, трагедийные кульминации и наряду с этим — долгие монологические размышления. Она пронизывается мотивом-монограммой Шостаковича (D-(e)S-С-Н), включает цитаты из его сочинений (из Восьмой и Десятой симфоний, Сонаты для альта и др.), а также из сочинений Тищенко (из Третьей симфонии, Пятой фортепианной сонаты, Концерта для фортепиано). Это своеобразный диалог младшего современника со старшим, «эстафета поколений».
Впечатления от музыки Шостаковича сказались и в двух сонатах для скрипки и фортепиано (1957 и 1975). Во Второй сонате главный образ, начинающий и завершающий произведение, — патетическая ораторская речь. Соната эта очень необычна по композиции — она состоит из 7 частей, в которых нечетные составляют логический «каркас» (Прелюдия, Соната, Ария, Постлюдия), а четные — экспрессивные «промежутки» (Интермеццо I, II, III в темпе presto). Балет «Ярославна» («Затмение») написан по мотивам выдающегося литературного памятника Древней Руси — «Слова о полку Игореве» (либр. О. Виноградова).
Оркестр в балете дополнен хоровой партией, усиливающей русский интонационный колорит. В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина «Князь Игорь», композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска. Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные «завывания» у оркестра («Степь смерти»), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.
Особый замысел имеет Первый концерт для виолончели с оркестром. «Нечто вроде письма к другу», — говорил о нем автор. В композиции осуществлен новый вид музыкального развития, подобный органическому росту растения из зерна. Концерт начинается с одиночного звука виолончели, который далее разрастается «отрогами, побегами». Словно сама собой рождается мелодия, становящаяся авторским монологом, «исповедью души». А вслед за повествовательным началом автор излагает бурную драму, с острой кульминацией, сменяющейся уходом в сферу просветленного размышления. «Первый виолончельный концерт Тищенко я знаю наизусть», — говорил Шостакович. Как все композиторское творчество последних десятилетий XX в., музыка Тищенко эволюционирует к вокальности, которая восходит к первоистокам музыкального искусства.
В. Холопова