Тереза Стратас (англ. Teresa Stratas; настоящие имя и фамилия — Анастасия Стратакис; род. 26 мая 1938) — канадская оперная певица (сопрано).
Нестандартная примадонна
К юбилею Терезы Стратас
Имя Анастасии Стратакис мало что говорит любителю оперы, а между тем эту певицу знают, безусловно, все меломаны мира. Но знают под другим, видоизмененным именем: в артистической среде такое бывало раньше и бывает нередко и сегодня — выбрать звучный, запоминающийся псевдоним, тот, который обязательно принесет удачу. Так в свое время поступила и двадцатилетняя дочь греческих эмигрантов с Крита, когда ей предстоял дебют на профессиональной оперной сцене в родном Торонто — самом крупном и культурно продвинутом городе Канады. Тереза Стратас — вот имя, которое выбрала себе дебютантка, взяв более привычную западному уху первую часть и чуть укоротив вторую, под вкусы англоговорящего окружения. И действительно, имя это уже очень скоро после дебюта становится широко известным и в Новом, и в Старом Свете. С тех пор прошло более полувека, и вот уже 15 лет, как Стратас оставила оперу и пение: не по своей вине, а вследствие врачебной ошибки и неверно проведенного лечения. Сегодня у нас есть повод вспомнить одну из самых интересных певиц мировой оперной сцены, которая совсем недавно отметила свой бриллиантовый юбилей — 75-летие со дня рождения.
Судьба Стратас с самого начала напоминала биографию ее прославленной соотечественницы Марии Каллас: дитя греческих эмигрантов, рожденное в Америке, яркая и темпераментная, с неправильными чертами лица и бесконечно живыми, выразительными глазами, артистичная и смелая, иногда до безрассудства, способная на неординарные поступки, которые потом будет обсуждать весь мир. Однако, на этом схожесть и заканчивается: творческая судьба у двух певиц сложилась совсем по-разному. Хотя Стратас начала не столь рано как Каллас, пела она гораздо дольше, сохраняя свежесть тембра и не приобретя возрастных дефектов, репертуар ее был куда разнообразней, не только ее вокальное, но и драматическое искусство запечатлено гораздо полнее. Впрочем, сравнение с Каллас в «эпоху Каллас» и после оной — удел всех певиц, а уж тем более гречанок: не избежала его ярко вспыхнувшая в период поздней Каллас Елена Сулиотис, коснулось оно и начавших чуть позже Агнес Бальцы и Татьяны Троянос, нет-нет, да обязательно прочитаешь упоминания об «оперной певице номер один» в какой-нибудь рецензии на выступления уже знаменитых наших современниц Димитры Теодоссиу, Алексии Вулгариду или Мирто Папатанасиу. Что ж, удивляться не приходится: воздействие магии имени La Divina ощущается и поныне. Но Тереза Стратас сумела стать не еще одной подражательницей Каллас, а абсолютно самостоятельной и значимой фигурой в мире оперы.
Она мечтала посвятить жизнь пению с самого раннего детства: в ресторанчике, который содержали ее родители, юная Анастасия смело распевала зажигательные критские песни, дополнительно привлекая тем самым немало посетителей не только из числа темпераментных соотечественником, но и несколько холодноватых и прагматичных коренных канадцев. В 12 лет она начала серьезно учиться пению, хотя первоначально ее мечты не были слишком амбициозны и ограничивались эстрадой и желанием работать в каком-нибудь клубе. Ее звонкий голос заметили и стали приглашать на местное радио для исполнения национальных греческих песен, что вместе с подработкой в качестве секретарши давало начинающей певице некоторую финансовую независимость. В 16 лет она поступает в Королевскую консерваторию в Торонто и успешно оканчивает ее в двадцать: дипломным спектаклем стала «Богема», где Стратас поет Мими, центральную женскую партию, но не в консерваторском учебном театре, а на профессиональной сцене — в рамках ежегодного оперного фестиваля в Торонто, на основе которого позже возникнет крупнейший в стране постоянно действующий театр — Опера Канады.
Через год она выигрывает конкурс нью-йоркской «Метрополитен» и дебютирует на сцене первого американского театра в маленькой роли Пуссетты в «Манон» Массне. Несмотря на такое скромное начало именно эта сцена станет для Стратас основной почти на сорок лет: здесь она выступит почти в четырехстах спектаклях, воплотив более сорока разноплановых ролей. Последовавшие за дебютом в «Мет» годы (первая половина 1960-х) — это череда сплошных триумфов, когда артистка покоряет одну площадку за другой: «Ковент-Гарден», «Ла Скала», Большой театр СССР, Венская, Берлинская и Баварская государственные оперы, Парижская национальная опера, Опера Сан-Франциско, Зальцбургский фестиваль и др. При этом молодая дебютантка с самого начала своей карьеры не чуралась сложной музыки — помимо мейнстримного репертуара она поет и редко исполняемые оперы: так в «Ла Скала» она дебютирует в партии королевы Изабеллы в опере Мануэля де Фальи «Атлантида», а на родине предков, в древнем афинском театре Ирода Аттика исполняет заглавную партию в мировой премьере оперы Пегги Гланвилл-Хикс «Навзикая».
Как уже было отмечено, основные достижения Стратас связаны с театром «Метрополитен-опера»: здесь она поет в таких операх как «Турандот», «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Паяцы», «Кармен», «Фауст», «Сказки Гофмана», «Пеллеас и Мелизанда», «Диалоги кармелиток», «Свадба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Ариадна на Наксосе», «Пиковая дама», «Проданная невеста» и др. К её удивительным победам на этой сцене принадлежат выступления в один вечер во всех трех операх пуччиниевского «Триптиха» или в паре «Плащ» — «Паяцы», где ее партнерами последовательно были знаменитые тенора Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Помимо классики и на сцене «Мет» Стратас охотно пела в современных операх, что в консервативном первом театре США вообще-то случается не так уж часто: она исполняла заглавные партии в «Последнем дикаре» Менотти и «Призраках Версаля» Корильяно.
Тяготение к нетореным тропам сначала привело ее к «Саломее» Рихарда Штрауса, исполненной не только на оперной сцене, но и в кино, а позже, в 1979-м, именно Стратас Пьер Булез выбирает для мировой премьеры полной версии «Лулу» Берга, с огромным успехом прошедшей в Париже. Эта роль станет визитной карточкой Стратас на многие годы, создавшей эталонный образ эдакого оперного «цветка зла».
Выдающиеся актерские данные делали Стратас желанной на киноплощадке: она как никто из ее ровесниц участвовала в экранизациях классического и современного оперного наследия. К бесспорно талантливым ее работам принадлежат экранизации таких музыкально-театральных произведений как «Джудитта», «Царевич», «Саломея», «Проданная невеста», «Возвышение и падение города Махагони», «Богема», «Паяцы», «Так поступают все», «Амал и ночные гости», «Призраки Версаля».
Есть среди ее работ в этом жанре также роль Татьяны в немецкой экранизации «Евгения Онегина» режиссера В.Каслика (в других ролях Г. Прей, В.Охман, Ю.Хамари).
Но ее главной ролью в кино, которая сделала Терезу настоящей мегазвездой, стала Виолетта в «Травиате» Франко Дзеффирелли. Наверно, этот фильм видел каждый. Красавица Анна Моффо после его выхода на экран сказала, что Стратас уничтожила ее: до этого пользовалась огромной популярностью экранизация с итальянской примадонной, но новый фильм изменил расстановку сил коренным образом. Терезе Стратас удалось что-то совершенно невероятное: 43-летняя дива абсолютно естественна в роли юной куртизанки, а ее пронзительное, какое-то щемящее и очень близкое именно тебе пение берет за душу всякого, кто видел из этой «Травиаты» хотя бы кусочек. И вот здесь сравнение с Каллас полностью оправданно и не выглядит уничижительно по отношению к другой, младшей гречанке: Стратас не просто певица, вокалистка высокого уровня и мастерства, она — подлинно поющая актриса, вокал которой не просто красив и чарующ, но исключительно выразителен и одухотворен. Голос Стратас никогда не поражал беспредельной силой или гедонистической красотой, но прежде всего обостренной чувственностью, нервической взвинченностью: когда поет Стратас, всякий раз кажется, что с тобой говорит человек с оголенными нервами и абсолютно открытой душой.
Этот фильм в определенном смысле надломил ее: после его премьеры она временно бросает карьеру и уезжает в Индию волонтерствовать — помогать знаменитой матери Терезе ухаживать за безнадежно больными. В начале 1990-х она вернется к творчеству, чтобы затем вновь бежать от мира — на этот раз в более близкую Румынию, где станет опекать голодных и больных детей. Это — не экстравагантные выходки знаменитости, не способ приумножить пиар: Стратас, этой искренней и предельно честной артистке, веришь на все сто в ее стремлении делить чужое горе, облагодетельствовать тех, кто в этом нуждается.
И еще две вехи исключительно важны в творческой биографии Стратас. Это исполнение мюзиклов (на Бродвее в живых спектаклях и в студии звукозаписи) и работа над неизвестными до того песнями Курта Вайля. Обе темы тесно связаны между собой — Вайль был большим мастером бродвейского жанра, а Стратас, работая над «Махагони», познакомилась с его вдовой Лотте Леньей, которая и показала певице эти новые произведения. Стратас не только открыла миру эту музыку: она стала верной подругой и заботливой сиделкой для старой и больной спутницы великого композитора — в этом вновь проявились ее незаурядные человеческие качества.
Сегодня выдающаяся певица живет во Флориде, вдали от шумного света и театральной суеты: она редко показывается на людях, почти не дает интервью, но до сих пор охотно отзывается на призывы о помощи — Тереза Стратас и ныне принимает участие во множестве благотворительных проектов и широко известна своей волонтерской деятельностью в госпиталях и детских домах по всему миру. Не зря про нее говорят, что она готова ехать и помогать людям хоть к черту на кулички.
Тереза Стратас неоднократно приезжала в нашу страну, где приобрела поклонников ещё задолго до выхода «Травиаты» на широкий экран. Помимо её выступления в Большом, случившемся на заре её мировой карьеры, она неоднократно пела в Кировском театре в Ленинграде, где её партнёром был выдающийся эстонский баритон Георг Отс, также частый гастролёр на ленинградской сцене. Молва приписывает двум знаменитостям романтические отношения, которым, несмотря на серьёзность намерений обоих, не суждено было иметь продолжение: брак советского гражданина с иностранкой, да ещё из несоциалистической страны был делом сложным и неординарным, а вскоре тяжёлая болезнь похитила певца и у многочисленных поклонников. Всенародную известность в бывшем СССР, так же как и во всём мире принёс Стратас, конечно же, фильм Дзеффирелли, но считать её артисткой одной роли, одного образа нет никаких оснований: свершения певицы в мире оперы многочисленны и разнообразны.
Александр Матусевич, 2013 год