Концерт № 2 для фортепиано с оркестром в трёх частях — «Диалоги», «Импровизации», «Контрасты» — сочинение русского советского композитора Родиона Щедрина (1966).
Родион Щедрин дебютировал как композитор Первым фортепианным концертом, где словно принял эстафету первых концертов для любимого инструмента у своих тогдашних, да, пожалуй, и неизменных богов – Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Виртуозный блеск сольной партии, выразительная, темброво разнообразная фортепианная фактура, залихватская моторность, терпкий гармонический язык – и во всем неназойливая, но хорошо слышная «русскость», апогеем которой становится частушка – та самая бесшабашная «Семеновна», которой прежде отказывали от дома в приличном обществе. На дворе был 1954-й – оттепель едва брезжила, консерваторские педанты брюзжали насчет «рецидивов формализма»… Победил талант композитора и пианиста. Вслед за блестящим исполнением Концерта автором пришло письмо, извещавшее выпускника консерватории, что он принят в Союз даже без заявления с его стороны.
Только через двенадцать лет, в 1966 году, Щедрин снова обращается к тому же жанру. И опять буквально взрывает музыкальную общественность – Второй концерт был встречен яростной дискуссией, на этот раз на Пленуме Союза композиторов СССР, где всерьез обсуждался вопрос идеологической направленности композиторской техники. Додекафония (метод сочинения музыки с помощью двенадцати независимых тонов) считалась тогда, смешно сказать, «буржуазной»; не жаловали наши идеологи и джаз, вопреки его популярности в народе. А Щедрин осмелился на коллаж двух этих, казалось бы, полярных стилей. Характерны уже сами названия частей Концерта – Диалоги, Импровизации, Контрасты.
В основе первой части – додекафонная серия, речитатив фортепиано, звучащий подобно эпиграфу. На его развитии строится цепь напряженных диалогов между солистом и оркестром.
В «Импровизациях» Щедрин один из первых в советской музыке применил алеаторику – прием, узаконивающий принцип случайности в композиции, делающий исполнителя не посредником – соавтором композитора. Виртуозное скерцо – род токкаты, обе темы которой звучат в исполнении трубы и фортепиано. Импровизируют и солист, и оркестр со все возрастающей свободой. Лишь к концу скерцо стремительное движение дисциплинируется, вводится в строгие рамки, предписанные композитором.
Третью часть «Контрасты» открывают колокольные аккорды оркестра, напоминающие бой часов. Пианист в ответ раскованно прелюдирует, пробегая по клавиатуре, будто пробуя инструмент. Повторяющийся «бой часов» сменяет старинная ария в исполнении струнных, за которой неожиданно вступает солирующее фортепиано в сопровождении pizzicato контрабаса и малого барабана (звучат блюзовые мелодии «Модерн-джаз квартета» в вольной интерпретации Щедрина).
«Хотелось дать в Концерте резкий стык различных музыкальных стилей», – напишет позднее композитор, предугадавший господствующую сегодня эстетику постмодерна.
И. Райскин