Cantata BWV 212, Peasant
Mer hahn en neue Oberkeet
Состав исполнителей: сопрано, бас, хор, оркестр.
История создания
В последнее десятилетие жизни Бах — признанный глава музыкальной жизни Лейпцига. В связи с пошатнувшимся здоровьем он начинает приводить в порядок свое наследие: редактирует ранее созданное, издает сборники клавирных и органных сочинений, готовит к печати «Искусство фуги». 25 мая 1742 года он составляет завещание на имя жены, Анны Магдалены. Собственно творческая деятельность сокращается. Он почти ничего не пишет для литургии, используя при богослужениях в основном старые произведения. Однако именно в этом году появляется его последнее сочинение в кантатном жанре — светская «Крестьянская кантата», имеющая подзаголовок Cantate burlesque — бурлескная, гротесковая. Текст для нее написал многолетний сотрудник Баха плодовитый Христиан Фридрих Генрици (1700—1764), местный поэт, известный под псевдонимом Пикандер. Искусно составленный текст широко использует провинциальные диалектизмы и содержит в себе крайне незатейливый сюжет: крестьяне приходят к своему помещику с поздравлениями и добрыми пожеланиями, а потом отправляются в кабачок, чтобы угоститься пивом.
Кантата сочинена «по случаю»: ее первое исполнение 30 августа 1842 года было приурочено к пожалованию имения камергеру Карлу Генриху фон Дискау. Возможно, фон Дискау был одним из покровителей Баха. Известно, что его супруга стала в 1752 году крестной матерью одного из внуков Баха. Во всяком случае, композитор, несмотря на старость и плохое здоровье, проявил незаурядное чувство юмора и с удовольствием принял участие в музыкальной шутке, начинающейся словами: «У нас новое начальство».
Музыка
«Крестьянская кантата» полна непритязательного веселья и представляет собой крохотный музыкальный спектакль, предшественник зингшпиля, состоящий из 24 номеров, в которых использованы популярные мелодии, в том числе народные. Кантата, после увертюры, открывается и завершается дуэтами (вместо последнего возможен хор, если он участвует в исполнении); далее строго чередуются речитативы и арии.
№1, увертюра, — своего рода попурри из танцев, заканчивающееся вальсом. Комически важен №2, дуэт сопрано и баса «У нас новое начальство». Ария сопрано «Ах, так вкусно» (№4) заразительно весела. В арии баса «Получать каждый день десять тысяч дукатов» (№16) в сопровождении прибавлена валторна и использована мелодия популярной песенки. В арии сопрано «Дай, прелесть, много сыновей» (№18) звучит мотив известной колыбельной. Самый развернутый номер кантаты — ария баса «Твой рост будет радостен» (№20) — исполняется на музыку песни Пана «С танцем, с прыжками» из кантаты «Феб и Пан».
Л. Михеева