«Тарас Бульба» — историческая опера Николая Лысенко в 5 действиях (7 картинах), либретто М. Старицкого но одноименной повести Н. Гоголя.
Первые постановки (в инструментовке Л. Штейнберга): Харьков, 1924 г., под управлением Л. Штейнберга (премьера — 4 октября); Одесса (1929), Тифлис (1932). Премьера редакции Л. Ревуцкого (оркестровка Б. Лятошинского, литературная редакция М. Рыльского): Киев, 27 апреля 1937 г.; 2-го варианта той же редакции — Киев, 28 апреля 1939 г.; 3-го варианта (с новым финалом) — Киев, 7 ноября 1946 г.; с дополнительными поправками — Киев, 23 марта 1955 г.
Лысенко работал над «Тарасом Бульбой» с 1880 по 1890 г.; произведение не было полностью завершено и осталось неоркестрованным. Автор 1-й редакции оперы Л. Штейнберг ограничился инструментовкой. Другая редакция, осуществленная Л. Ревуцким, Б. Лятошинским и поэтом М. Рыльским, привела к обогащению замечательной оперы. В первоначальной версии одной из центральных фигур был Андрий, его гибель оказывалась кульминацией произведения; ария Остапа, оплакивающего гибель брата («Что ты свершил»), подчеркивала значение катастрофы. Все это и другие причины вызвали необходимость внесения изменений, улучшивших драматургию. Была переработана увертюра, в которую вошла тема народной песни «Засвистали козаченьки», получившая в III д. хоровое воплощение, введена вторая песня Кобзаря, заново написаны две картины: после казни Остапа и финал — сожжение Тараса (в авторской версии опера завершалась штурмом польской крепости).
Произведение Лысенко — вершина развития классической украинской оперы, впитавшей огромный опыт русской музыки, прежде всего Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова. В музыке передан драматизм событий, героический пафос освободительной борьбы. Автор — непревзойденный знаток, исследователь украинского фольклора — щедро использовал в музыке народную песню. В драматургии большое место занимают хоровые сцены, монументальные, мощные.
Среди исполнителей основных партий особо выделялись М. Донец — художник, кровно связанный с традицией украинского классического театра, И. Паторжинский, Б. Гмыря, М. Гришко, А. Иванов, М. Литвиненко-Вольгемут, Л. Руденко, Д. Гнатюк, А. Кривченя.
На сюжет «Тараса Бульбы» написано несколько опер. К сожалению, большинство их неудачно (исключение — «Осада Дубно» П. Сокальского). В 1880 г. на сцене Мариинского театра была поставлена опера В. Кюнера, в 1887 г. в Большом театре — В. Кашперова, в 1914 г. в Москве — С. Траилина. На Западе на этот сюжет созданы оперы А. Берутти (либретто Г. Бодио, премьера — Турин, 9 марта 1895 г.), М. Руссо (Париж, 1919). В других жанрах самое значительное музыкальное воплощение темы — одноименная симфоническая рапсодия Л. Яначека. На тему «Тараса Бульбы» написаны балеты Р. Глиэра и В. Соловьева-Седого.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Тарас Бульба, полковник казачьего войска на Украине, впоследствии наказный атаман запорожский при осаде Дубно (бас)
• Настя, жена его, мать Остапа и Андрия (меццо-сопрано)
• Остап, старший сын Тараса (баритон)
• Андрий, младший сын Тараса (тенор)
• Мотря, воспитанница в семье Бульбы (альт)
• Воевода города Дубно, польский магнат (бас)
• Марильца, дочь Воеводы (колоратурное лирическое сопрано)
• Татарка, служанка Марильцы (контральто)
• Кирдяга, вновь избранный кошевой в Запорожской Сечи (бас)
• Кошевой, бывший военачальник запорожских казаков, до смещения его и выбора Кирдяги (бас)
• Бунчужный, знаменосец в Запорожской Сечи (бас)
• Товкач, есаул казачьего войска на Украине, приятель Тараса (баритон)
• Довбиш, войсковой литаврщик (бас)
• Гонец из Гетманщины (тенор)
• Янкель, маркитант при казацком войске, старый прислужник Бульбы (тенор)
• Запорожец среди киевлян на Подольском рынке (бас)
• Ключарь, монах Братского монастыря (бас)
• Кобзарь, слепой старец (тенор)
Полковники, сотники, есаулы из казачьего обоза, казаки-запорожцы, сечевые, старцы, дворовая шляхта воеводы, паны и пани, гайдуки, бурсаки, торговки, соседи — гости в доме Бульбы, парни и девушки.
Действие происходит на Украине в XVI веке.
Площадь в Киеве перед Братским монастырем; невдалеке раскинулся базар. Старый кобзарь повествует собравшимся о героическом прошлом запорожских казаков. И сейчас, в тяжелую для Украины годину, певец призывает постоять за отчизну. Из монастыря выходят Тарас с сыновьями. Оставляя их в бурсе на учение, он просит монаха воспитывать молодых казаков в любви к родной Украине. Андрий рассказывает брату о встрече с пленившей его прекрасной панночкой. Приближается католическая процессия. Впереди — Воевода с дочерью. Неожиданно для себя Андрий узнает в ней свою избранницу. Не слушая предостережений Остапа, он решается добиться встречи.
Дочь Воеводы Марильца мечтает о приглянувшемся ей бурсаке. Появляется Андрий, тайком проникший в замок. Обрадованная Марильца кокетничает с Андрием, наряжает его для забавы девушкой. Внезапно слышатся приближающиеся шаги Воеводы. Андрия прячут. Но услышав, как отец строго выговаривает дочери за ее отказ знатному жениху, чувствуя свое унижение, Андрий выпрыгивает из окна в сад. Беглеца замечает прислуга. Однако служанка не выдает Марильцу и упорно повторяет грозному Воеводе, что в комнате никого не было. Челяди не удается поймать Андрия; Марильца торжествует.
Жена Тараса с нетерпением ждет сыновей. Наконец они появляются в родном доме в сопровождении отца и толпы гостей. Тарас провозглашает тост за то, чтобы его сыны сумели отличиться в бою с врагами родины. Гости славят молодецкую удаль лихих казаков. Не дав сыновьям отдохнуть с дороги, Тарас тотчас же отправляется с ними в Запорожскую Сечь.
Приехав в Сечь, Тарас, полковник казацкого войска, .ратует за выборы нового кошевого: запорожцы сидят без дела, а поляки тем временем терзают Украину! Набат сзывает казаков на раду. Разгораются жаркие споры, кого избрать новым кошевым. Гонец, прибывший с Украины, рассказывает о бесчинствах и насилиях поляков: церкви закрыты, старшины замучены, гетман предательски умерщвлен в Варшаве. Единое стремление охватывает войско: скорее в поход, отомстить врагу.
Казаки осадили польскую крепость в Дубно. Ночь. Не спит лишь Андрий, мечтающий о Марильце. Кто-то тихо произносит его имя. Это — служанка панночки, проникшая сюда из крепости через подземный ход. С ужасом Андрий узнает, что его возлюбленной грозит голодная смерть. Собрав припасы, он спешит вслед за служанкой в крепость.
Покои дубенского Воеводы. Поляки, изнуренные долгой осадой, молятся о спасении. Появляется Андрий. Ослепленный красотой Марильцы, он отрекается от родины.
Воевода и именитые шляхтичи благодарят казака за помощь. Однако, когда Андрий осмеливается просить руки Марильцы, Воевода вспыхивает гневом. Шляхта же видит в приходе запорожца десницу божию. Вняв их совету и мольбам дочери, Воевода благословляет молодых и доверяет Андрию командование войском.
Тарас, избранный наказным атаманом, вдохновляет казаков на штурм крепости. От маркитанта Янкеля, побывавшего в Дубно, Бульба узнает об измене Андрия. В отчаянии отец проклинает день, когда у него родился сын-предатель. Завязывается сражение. Из крепости во главе польского войска выезжает Андрий. Тарас стреляет в изменника. Андрий умирает с именем Марильцы на устах. В лютой ярости, сокрушая все на своем пути, бросаются запорожцы на приступ.
История создания
Оперу на сюжет повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Лысенко задумал в 1874 году во время пребывания в Петербурге, но к осуществлению этого замысла приступил лишь шесть лет спустя. Сочинение оперы продвигалось медленно и заняло в общей сложности десять лет. В 1890 году клавир был закончен и заслужил одобрение П. И. Чайковского. Однако скромный и самокритичный композитор не спешил с ее постановкой. При его жизни «Тарас Бульба» так и не увидел света рампы. Премьера оперы состоялась уже после Великой Октябрьской социалистической революции 4 октября 1924 года на сцене Харьковского оперного театра. Позже композиторы Л. Н. Ревуцкий и Б. Н. Лятошинский совместно с поэтом М. Рыльским сделали новую редакцию оперы.
Повесть Гоголя (1835) использована в либретто лишь частично, опера завершается смертью Андрия. В то же время в нее включены новые эпизоды, расширены польские сцены, введена фигура народного певца — кобзаря. Облик главного героя — мужественного патриота Тараса — сохранил близость к литературному прототипу.
Музыка
Лучшие страницы оперы связаны с изображением героической борьбы мужественного и вольнолюбивого казачества. Музыка рисует сильные и самобытные национальные характеры, колоритные бытовые картины, поэтичные образы природы. Она изобилует запоминающимися, выразительными мелодиями, проникнутыми духом украинского фольклора.
Увертюра открывается суровыми призывными возгласами оркестра, которые сменяются то лирическими, то героическими мелодиями Завершается увертюра энергичным народным напевом «Засвистали козаченьки». (Эта мелодия введена Л. Н. Ревуцким, редактировавшим оперу и написавшим новый вариант увертюры.)
Первая картина первого акта — большая народная сцена. В обстановку драмы вводит дума кобзаря «Ох, не черная туча над Украиной повисла», выдержанная в характере украинской думы; повествование венчается взволнованным и страстным призывом к восстанию. Дума сменяется шуточным плясовым напевом «А мой батька чеботарь». Шляхтичи обрисованы музыкой, выдержанной в ритме мазурки. Лирическое раздумье Тараса «Когда ж, осиленный годами» исполнено благородства и сдержанной скорби. В сцене с Остапом Андрий предстает пылким, восторженным юношей. Резкий контраст его лирическим высказываниям создает аскетичный, монотонный церковный хорал поляков.
Во второй картине печально звучит задушевный хор украинских девушек-невольниц «Ох, низко, низко, гнет калину буйный ветер», основанный на народной мелодии. Этим хором обрамлена ариетта Марильцы «Родилась я в пышных залах», написанная в ритме кокетливой мазурки, и изящная ария-вальс «Вот так статуя», в которых вырисовывается облик избалованной, беспечной и холодной панночки.
В центре второго акта — массовая сцена, которой предшествуют выразительное ариозо тоскующей Насти «Вот, жизнь прошла» и ее светлая и безмятежная ария «Возвратятся, сердечные». Торжественный застольный хор сродни обрядовым народным величаниям. Могучей, уверенной силой дышит полная горделивого достоинства песня Тараса «Ой, летает орел». Ее сменяет народная песня-танец «Девицы-красавицы» и плясовая «Казачок». Завершает акт драматическое ариозо Насти «Кто отнимет мою радость», близкое народным причитаниям.
Третий акт — Запорожская Сечь. Начальная размашистая песня «Эй, не дивитесь, добрые люди» (слова народные) полна удали и молодечества. В массовых сценах с большой силой переданы разноречивые чувства народа. Переломный момент в развитии действия — рассказ гонца, который рождает мощный призыв к решительной схватке (хор «В поход скорей»).
Первая картина четвертого акта открывается лирически-мечтательной каватиной Андрия «Я вижу Киев». Татарка обрисована мягкими, вкрадчивыми музыкальными фразами.
Центр второй картины образует лирический дуэт Марильцы и Андрия. В партии Андрия сменяются различные оттенки чувств — от робкой нежности до порывистой страстности. Более искренно и тепло звучат слова Марильцы. Величавый хор «Слава», написанный в духе блестящего полонеза, передает торжество воспрянувших духом шляхтичей.
В пятомакте выделяется ария Тараса «Есть ли в свете что прекрасней», насыщенная героическим пафосом; в ее среднем эпизоде звучат призывные возгласы увертюры.
М. Друскин