Armida
Большая героическая опера К. В. Глюка в 5 действиях, либретто Ф. Кино по поэме Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим».
Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 23 сентября 1777 г.
Действующие лица:
- Армида, сопрано
- Фенис и Сидония, ее наперсницы, сопрано
- Гидроат, король Дамаска, баритон
- Аронт, начальник дворцовой стражи, бас
- Ринальдо, рыцарь-крестоносец, тенор
- Артемидор, рыцарь, тенор
- Уберто, рыцарь, баритон
- Датский рыцарь, тенор
- Фурия, меццо-сопрано
- Наяда, сопрано
Первое действие
Всесильная царица Дамаска, искусная волшебница Армида разгневана. Рыцарь Ринальдо вместе с другими участниками крестового похода вторгся в ее владения. Но не это гневит царицу. Пылко и страстно полюбила она Ринальдо, он же холоден и равнодушен к ней. Красавица Армида, чьей руки добиваются знатнейшие женихи, отвергнута рыцарем. Напрасно наперсницы Фенис и Сидония пробуют утешить свою повелительницу, тщетно лучшие танцовщики и танцовщицы пытаются отвлечь ее от черных мыслей — Армида не в состоянии забыть нанесенного ей оскорбления. Внезапно танцы прерываются появлением начальника дворцовой стражи Аронта. Несмотря на тяжкие раны, он поспешил во дворец, к царице, чтобы сообщить ей недобрую весть. Сопровождаемые им в Дамаск пленные рыцари освобождены. Их по дороге отбил Ринальдо, дерзко напав на отряд Аронта. Теперь гнев Армиды не знает границ. Вне себя от негодования, она клянется жестоко отомстить рыцарю.
Второе действие
В дикой лесной чаще бродит Ринальдо. С тех пор, как предводитель крестоносцев Готфрид Бульонский несправедливо изгнал его из рыцарского лагеря, герой совершает подвиги один. Только что освободил он из плена группу рыцарей. Один из них — Артемидор советует Ринальдо остерегаться колдовства Армиды, сторониться ее волшебных садов. Но чары могущественной волшебницы не страшат Ринальдо. И когда по воле Армиды сумрачная лесная чаща преображается в чудесный сад, Ринальдо безбоязненно вступает в его пределы. Поддался рыцарь чарам волшебницы, уснул крепким сном, убаюканный сладкими напевами наяд и нимф. Наконец-то сбылось желание Армиды — наконец-то отомстит она Ринальдо. С кинжалом в руке приближается царица к спящему. Еще минута, и рыцаря настигнет смерть. Но дрогнула рука Армиды Не может царица умертвить прекрасного Ринальдо — не ненавистью, а любовью переполнено ее сердце. Пусть же подвластные ей духи перенесут любимого в волшебные сады. Там он забудет обо всем, кроме любви к Армаде.
Третье действие
Покои Армиды. Пустив в ход всю силу своего волшебства, Армида вызвала, наконец, ответную любовь Ринальдо. Однако горько и тяжко на душе у царицы — любовь по принуждению не приносит радости. Армида решает вызвать злобных фурий, чтобы они вселили в нее ненависть к рыцарю. Но фурии бессильны изгнать из сердца царицы любовь к прекрасному Ринальдо. Негодуя на Армиду, фурии предрекают ей грядущие горести и беды.
Четвертое действие
В мрачной, пустынной местности, между высокими скалами и зияющими пропастями пробирается к садам Армиды рыцарь Уберто со своим другом. Рыцари решили — либо погибнуть, либо освободить из плена Ринальдо. Ничто не может сломить их стойкости — ни преграждающие путь чудовища, ни призраки. Мужественно преодолевая все преграды, рыцари спешат на выручку Ринальдо.
Пятое действие
Околдованный волшебными чарами, Ринальдо забыл обо всем, кроме своей любви к Армиде. Армида же неспокойна — ей кажется, что возлюбленный покинет ее. Чтобы удержать его, царица отправляется за помощью адских духов. В ее отсутствие в сад проникают разыскивающие Ринальдо рыцари. Они напоминает другу о подвигах, которые его ожидают, о долге перед товарищами. Ценой огромных усилий Ринальдо удается, наконец, освободиться от любовных чар. Возвратившаяся Армида тщетно умоляет Ринальдо остаться — он уходит вместе с друзьями.
Армида в отчаянии. Она хочет мстить и не в силах — любовь к прекрасному рыцарю сильнее жажды мести. Тогда царица обращает свою волшебную силу против себя самой. Вызванные ею духи, выполняя приказ повелительницы, разрушают дворец. Под его обломками погибает Армида.
Поэма Тассо неоднократно привлекала композиторов. Либретто Кино было написано для Армиды Ж. Б. Люлли. Многочисленны оперные обработки этой темы, их создавали Б. Феррари, Н. Йоммелли, А. Сальери, А. Саккини, И. Г. Науман, Дж. Гадзанига, Й. Мысливечек, Й. Гайдн, Л. Керубини, П. Анфосси, Н. Дзингарелли (Цингарелли), Дж. Сарти, А. Вивальди, Д. Чимароза, Дж. Россини. Сюжет этот сохранил обаяние и для позднейшей эпохи. Так, в 1904 г. в Праге была поставлена написанная незадолго до этого «Армида» А. Дворжака. Произведение Глюка превосходит все названные оперы, хотя он в какой-то мере пошел на уступки традициям французской музыкальной трагедии. Это сказалось и в выборе либретто Ф. Кино, дававшем простор для пышно-обстановочного спектакля, и в сохранении особенностей структуры музыкальной трагедии. Однако внимание сосредоточено на раскрытии переживаний героини.
В центре оперы — образ волшебницы Армиды, воплощенный с необычайной силой. Это мощный и героический характер и вместе с тем женщина со многими присущими ей слабостями. По богатству, яркости, интенсивности душевной жизни этот образ превосходит все созданное Глюком. Но композитору не удалось полностью победить условность драматургии старой оперы — «Армида», при всей гениальности музыки, оказалась как бы между старой и новой эпохами. Отсюда сравнительно редкое появление ее в репертуаре современного театра.
А. Гозенпуд