Струнный квартет № 4 ля минор, Op. 11 (1899)
Многообразие тематических связей можно наблюдать уже в первом монотематическом камерном цикле, также одном из лучших — квартете ля минор ор. 11 (1899) Сергея Танеева. Квартет обладает единством эмоциональной атмосферы и художественной цельностью. Интонационная идея цикла — начало вступления с характерной парой квинт.
Эта лейттема, как живая клетка, войдет в ткань и станет основой развития многих тем и разделов: второй темы побочной партии первой части (ц. 7), эпизода Дивертисмента (ц. 49), второго элемента главной и заключительной партий Adagio (ц. 67, 73); она же будет многократно звучать в связующей партии финала (ц. 87). Целиком повторенная в начале финала (в темпе Adagio), она наиболее полно и, казалось бы, без изменений звучит в качестве основной темы этой части. Но благодаря метроритмическому переосмыслению (метрический сдвиг, введение паузы и пунктирного ритма), четырехтактовой структуре, темпу, регистру, а также моторности сопровождающих триолей возникает совершенно новый образ, полный энергии, движения, устремленности.
Важно также, что из мелодии последних тактов темы вступления возникает тема главной партии первой части, которой в цикле будет отведена столь же существенная роль.
Лирическое размышление во вступительном Adagio и смятение, страдание, жалоба в главной партии Allegro — таковы существенные образные различия, делающие вторую из тем глубоко самостоятельной. Велика роль этой темы в финале. Мощно (tutti, Largamente), в увеличении звучит она в кульминации заключительной партии, обозначая наступление разработки (ц. 96), и затем — снова на грани формы — в начале коды (ц. 126). В последнем разделе коды (Prestissimo) вообще звучит то лейтинтонация (в том виде, как она проходит в главной партии финала), то хроматическая тема первой части — ее вихревым «пробегом» заканчивается квартет. Особенность цикла как раз и состоит в интенсивности развития и лейттематической роли обеих этих тем, что особенно заметно в моментах их взаимодействия.
Л. Корабельникова
Камерно-инструментальное творчество Танеева →