Симфония-концерт для виолончели с оркестром, op. 125 — одно из последних крупных сочинений С. С. Прокофьева. Концерт окончен в 1952 году. Впервые исполнен М. Л. Ростроповичем с Московским молодёжным оркестром под управлением С. Т. Рихтера 18 февраля 1952 года в Большом зале Московской консерватории.
Симфония-концерт — самое масштабное и, пожалуй, самое сложное из всех прокофьевских сочинений концертного жанра. «Выросшее» из Первого виолончельного концерта (написанного еще в 30-х гг.), оно соединяет в себе остроту, свежесть и пикантную «деловитость» ранних прокофьевских опусов с мудрой мыслью и безупречным мастерством маститого художника. Обилие тем, их «разношерстность», огромная роль оркестра, а главное, значительность замысла, глубина и насыщенность самой музыки, — все это дало основание назвать произведение Симфонией-концертом.
И все же сольная партия занимает в этой величественной партитуре главенствующую роль не только в чисто виртуозном, концертном плане, но и в плане идейно-смысловом. Она написана с блеском и изобретательностью (неоценимую помощь композитору оказал М. Ростропович, в тесном содружестве с которым сочинялась Симфония-концерт). Богатейшие возможности виолончели как тембровые, так и технические, использованы с максимальной полнотой.
Строение Симфонии-концерта не совсем обычно. Центральное место занимает средняя часть: она наиболее развернута, в ней сосредоточены основные «события» музыкального действия, Вместе с тем, и финал произведения полон резких контрастов; он является не только завершением цикла, но и прямым продолжением «бурных перипетий» II части. И лишь I часть служит своеобразным лирико-эпическим вступлением, хотя и достаточно развернутым.
Несмотря на то, что все разделы цикла выполняют определенные драматургические функции, каждый из них отмечен тематическим разнообразием и богатым «подтекстом» . Так, I часть, наряду с лирико-эпическими темами, содержит и зерна драматизма: здесь уже появляются образы и порывистые, экспрессивные, и мужественные, лапидарные. Во II части ярко сопоставляются безмятежно-светлая лирика (в центральном разделе звучит упоительная, типично русская по своим интонационным истокам тема широкого дыхания) и волевой напор, романтический пафос и острый гротеск, эпизоды мрачные и добродушно-танцевальные. И все же эмоциональную окраску части определяет активное начало — энергия, динамизм, действенность.
Финал построен на двух темах, подвергающихся в процессе развития богатому и остроумному вариированию. Первая звучит в начале как вдохновенный эпический сказ (в дальнейшем она многократно меняет свой облик, приобретая иногда игривый, танцевальный характер). Вторая тема напоминает известную белорусскую песню «Будьте здоровы». Ее вариации образуют комическую, почти зрительно осязаемую бытовую сценку (автор называл этот эпизод «бедные родственники»). В коде финала Прокофьев использует одну из тем II части. Заканчивается Симфония-концерт могучим динамическим нарастанием, как бы возникающим на гребне последней кульминационной волны.