Струнный квартет № 2 до мажор, Op. 5 (1895)
Квартетом до мажор, ор. 5 начинается центральный период камерного творчества Сергея Танеева, исключительно «струнный». В этом квартете заметны углубление образности, усиление авторской интонации, серьезность высказывания, характерно танеевские сферы чувствований и размышлений; инструментальный тематизм и некоторые черты строения представлены существенными признаками. Здесь уже нет моментов стилизации, как в «доопусных» ансамблях, «классическое» проявляет себя скорее как дух, нежели буква: это атмосфера мужественной сдержанности, тип мелодики (графический, не такой напевный, как в двух предыдущих квартетах); образный строй медленной части (глубокое скорбное раздумье); энергия финальной фуги. Но квартет этот — в высшей степени самостоятельное художественное произведение, в котором проявились некоторые коренные черты танеевского мироощущения и стиля.
С классичностью структур сочетаются наполненный экспрессией тематизм и сложный гармонический язык. Выразительно представляет танеевскую мелодику тема Adagio espressivo — патетический монолог скрипки. В ней, как и во многих темах Чайковского, обилие задержаний на нисходящих секундах, опеваемых звуков. Но отсутствие черт жанровости при заостренных интонациях (подчеркнутая хроматика начала, напряженные интервалы — большая септима, увеличенная квинта, уменьшенная кварта) приводит к повышенной экспрессивности, встречающейся в мелодике ряда композиторов следующих десятилетий.
Едва ли не более существен для стиля Танеева «открытый» характер формы этой темы. Самый высокий звук ее, к которому с большим напряжением стремится мелодия — си бекар третьей октавы (опять тритон к тонике), — остается неразрешенным. Тема не заканчивается кадансом, развертывание ее продолжается в других голосах и создает непрерывность развития, плавность переходов, затушевывает грани формы, что свойственно камерной музыке Танеева и определяет многие особенности ее формообразования.
В некоторых отношениях (не только в хронологическом) ор. 5 (до минор — до мажор) — предшественник симфонии до минор. Звуки темы Allegro квартета абсолютно совпадают с началом (лейттемой) симфонии и передают ей эстафету этой интонационной идеи.
В свою очередь, симфония передаст следующему за ней по времени создания квартету ля минор важнейшую особенность музыкальной драматургии — монотематизм.
С этого времени до конца жизни центр тяжести в области инструментальной музыки Танеева будет находиться в камерно-ансамблевых циклах. В них получат выражение все основные художественные идеи и образные сферы его творчества: острые драматические конфликты, возвышенные раздумья, сердечные горести и душевный героизм, — и все это в рамках крупных концепций, которые прежде в русской музыке были прерогативой опер и симфоний и само присутствие которых в камерной музыке показывает неизмеримо большие возможности жанра в глазах Танеева. В его лучших камерно-инструментальных произведениях воплощены разные лики жизни и разные страницы биографии и внутренних движений лирического героя. В этом смысле можно говорить о своеобразном сочетании лирического и эпического начал.
Л. Корабельникова
Камерно-инструментальное творчество Танеева →